Людмилу из фильма «Москва слезам не верит» на самом деле звали Тамарой. Автор сценария рассказал, кто был реальным прототипом этой героини

Ровно 45 лет назад, в первых числа сентября 1979 года, на киностудии «Мосфильм» завершились съёмки художественного фильма «Москва слезам не верит».

Легендарный фильм Владимира Меньшова был снят по сценарию советского писателя и драматурга Валентина Константиновича Черных. Первоначально фильм носил рабочее название «Дважды солгавшая».

Удивительно, но очень реалистичный сюжет о Москве и её жителях написал человек, который родился и вырос в Пскове.

Дело в том, что Валентин Черных поселился в Москве лишь в 27-летнем возрасте, когда поступил на первый курс сценарного факультета ВГИКа. До этого он окончил школу в родном городе, отслужил в армии и даже несколько лет проработал на заводе слесарем-сборщиком.

По его воспоминаниям, он быстро освоился в городе и полюбил Москву всем сердцем. Поэтому вскоре он и сам уже не отличался от московской молодежи. Но, будучи приезжим, он замечал те особенности и нюансы, которые для самих москвичей были незаметны.

Валентин Черных был непубличным человеком и редко общался с журналистами. Но в 1981 году, после того как фильм по его сценарию получил «Оскар», он дал большое интервью корреспонденту «Литературной газеты». И вот тогда читатели узнали, что все главные герои фильма являются собирательными образами, кроме одного персонажа — Людмилы Свиридовой, которую сыграла Ирина Муравьева.

И если для описания образов её подруг Черных использовал множество разных женщин, в том числе жен своих друзей и просто знакомых, то Люду Свиридову он списал с одной конкретной женщины по имени Тамара.

Тамара была домработницей у одного известного советского писателя, у которого в гостях часто бывал Черных. Тот жил в большой квартире в высотке на Котельнической набережной и своей домработнице выделил отдельную комнату для проживания. Черных познакомился с этой девушкой, и со временем, когда они стали друзьями, она рассказала ему свою историю.

Тамара приехала в Москву из глухой деревни Ярославской области. Там она родилась и выросла. Когда девушка училась в школе, к ним в совхоз приехали московские студенты помогать убирать картошку. С ними был руководитель – молодой доцент, который завёл роман с одной из местных красоток. Когда пришло время уезжать, он сделал ей предложение и забрал с собой в Москву.

Через пару лет молодая женщина приехала в деревню навестить своих родственников. Она была одета как кинозвезда, была за рулём собственной машины и привезла всем кучу подарков. В деревне все ахнули!

Выяснилось, что её муж из обеспеченной профессорской семьи. Они жили в огромной квартире в центре столицы. У них была большая дача, а сам дом – полная чаша! Ей не нужно было работать, так как в семье был полный достаток. Она занималась домашним хозяйством, ходила по магазинам и ни в чём себе не отказывала. Короче, жила в своё удовольствие!

Глядя на неё, десятиклассница Тамара вдруг осознала, что свою жизнь можно кардинально изменить путем одного удачного замужества. И тогда у неё появилась цель в жизни – найти себе обеспеченного мужа. Тем более что она была красивой и стройной девушкой.

После окончания школы она поехала в Москву. Близким сказала, что поступать в институт, но на самом деле совсем с другими намереньями.

Устроиться помощницей по хозяйству к знаменитому писателю ей помогла её бывшая односельчанка через знакомых своего мужа. Тамара очень дорожила этим местом, была отличной домработницей, но в свободное от работы время занималась поиском богатого жениха.

Тамара считала Валентина Черных своим другом и не скрывала от него своих планов. А также деталей достижения своей цели. Она рассказала ему, что регулярно объезжает престижные московские кладбища, с надеждой познакомится там с богатым вдовцом.

Достала читательский билет в Ленинскую библиотеку, где также присматривает себе достойную партию. Ходит на выставки, галереи и т.д.

Знаменитую фразу о том, что Москва – это большая лотерея, Валентин впервые услышал от Тамары и позже включил её в фильм.

Рассказывая о своих похождениях, она совершенно не смущалась и не считала, что делает что-то аморальное. И даже наоборот, считала себя мудрой и целеустремлённой девушкой.

И дела у неё в этом плане шли неплохо. Почти каждую неделю она с кем-нибудь знакомилась. Потенциальным женихам она представлялась племянницей того известного писателя и благосклонно позволяла проводить себя до дома.

Правда, позже выяснялось, что эти женихи были и не такими уже обеспеченными, и скорее сами пытались улучшить своё благосостояние за счёт удачной женитьбы на родственнице знаменитого писателя.

Шло время, и вот однажды, во время поездки в метро она действительно познакомилась с известным спортсменом.

Они поженились и стали жить в квартире, которую власти предоставили заслуженному спортсмену. Пока продолжалась его спортивная карьера, у Тамары всё было прекрасно. Муж ездил на зарубежные соревнования и баловал свою супругу заграничными штучками. Дома у Тамары было всё, и можно сказать, что её мечта сбылась.

Но вскоре муж завершил спортивную карьеру и ушел из большого спорта. Со временем стал выпивать, а последствия спортивных травм переросли в хронические заболевания. Первое время Тамара пыталась оторвать его от пьянки и устроить на хорошую работу. Но всё было напрасно. К сорока годам мужчина стал беспробудным алкоголиком, и Тамара с ним рассталась.

Так что Валентину Черных ничего не пришлось выдумывать в образе Людмилы Свиридовой. Он просто описал в сценарии реальную судьбу конкретной женщины. Возможно, именно поэтому фильм получился таким жизненным и правдивым.

Успех у киноленты был грандиозным! После присвоения «Оскара» лицензию на фильм купили десятки стран мира. А в нашей стране он до сих пор считается одной из лучших отечественных картин!

На волне успеха фильма Валентин Чернов задумал написать полноценный роман. И на основе киносюжета решил продолжить судьбы главных героинь.

Роман был опубликован уже в 90-х годах. И что интересно, описывая жизни трёх подруг после сюжета фильма, он изменил трактовку их образов. Наверное, свою роль сыграли либеральные настроения в обществе, которые пришли к нам в 90-е годы.

Катерина в романе стала циничной карьеристкой, которая шла к своей цели буквально по головам своих подчиненных. А Людмила, наоборот, из ушлой и расчётливой дамочки превратилась в взвешенную и мудрую женщину.

И даже во всём правильная Антонина, которая вроде как оказалась самой удачливой из подруг, вдруг засомневалась в своём счастье. Она вырастила детей, вынянчила внуков и прожила со своим мужем всю жизнь. Но в финале романа, глядя на своих подруг, она вдруг засомневалась: а так уж правильно она потратила свою жизнь? Верно ли она распорядилась своим годами и не имела тех любовных страстей, как её подруги?

Кстати, Меньшову не понравилось, что Черных в романе пересмотрел трактовку своих героинь. Они даже поссорились на этой почве, и Меньшов запретил ему использовать кадры из фильма в качестве иллюстраций его книги.

Но это случилось уже после того, когда они оба вошли в историю мирового кинематографа.

Оцените статью
Людмилу из фильма «Москва слезам не верит» на самом деле звали Тамарой. Автор сценария рассказал, кто был реальным прототипом этой героини
Как сегодня выглядит девочка, сыгравшая главную роль в фильме «Мост в Терабитию»