Майя Булгакова. Взрывной темперамент

Майя Булгакова родилась в 1932 году в небольшом местечке под Киевом и всю жизнь считала себя местечковой девчонкой, не стесняясь своего происхождения. Вскоре семья переехала в Краматорск. Там родители поступили работать на завод, а Майя ухаживала за младшим братом. Когда началась война, старший брат Майи и отец ушли на фронт.

Война стояла близко у городка, поэтому в большой спешке семья отправилась в эвакуацию вместе с заводом в сибирский город. Там мама и тетя будущей звезды продолжили работу, ночуя в цехах, так что забота о младшем брате и о хозяйстве, о воде и об отоваренных карточках легла на плечи девочки.

Она училась в школе и вместе с друзьями с большой охотой принимала участие в концертах в госпиталях. Лучше всего ей удавалось пение, голос у девочки был поставлен от природы.

Вскоре в семью пришла горькая весть — на фронте, в августе 1941 года погибли и отец, и брат. Мать Майи, правда, до последнего надеялась, что муж потерялся где-то на войне, что его можно отыскать.

Она уже не работала на заводе, не могла по состоянию здоровья. Устроилась билетершей в кинотеатр, куда на каждый фильм по несколько раз ходила Майя, она в мечтах уже видела себя киноактрисой.

Тогда же было принято судьбоносное решение — в доме вместе с семьей Булгаковых одну комнату занимал мастер завода — симпатичный холостяк. Он во всем помогал женщинам — дрова наколоть, воду донести.

Так и получилось, что мать Майи вышла замуж за этого человека. Но Майя не могла простить матери этого поступка и несмотря на доброе отношения отчима к ней, всегда была настроена к нему предубежденно.

Кончилась война, семья вернулась в Краматорск. Вскоре родилась младшая сестра Майи, к которой девочка стала относиться с нежностью. Близилось окончание школы, и Майя настаивала, что хочет стать актрисой.

Мать и отчим отговаривали, куда мол, с такой внешностью? И они были правы — близко посаженные глаза, невыразительное лицо, редкие кудряшки вокруг него… Но Майя заявила, что будет поступать только во ВГИК!

Вопреки родительской воле она отправилась в столицу. И действительно, на приемную комиссию она не произвела никакого впечатления, но все же она была зачислена. Удача?

Так она была зачислена на курс Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова. Училась вместе с Надеждой Румянцевой и Юрием Беловым, курс был хороший, дружный. Как-то раз в Москве гостили мега-популярные индийские актеры Радж Капур и Наргиз. М

осква была полна впечатлений о фильме «Бродяга». Индийских гостей пригласили посмотреть на студентов, будущих актеров. Выбрали мастерскую именно Пыжовой и Бибикова.

Гостям показали отрывок из украинской пьесы, играли на украинском. Майя так потрясла своей игрой Наргиз, что индийская актриса не смогла сдержать слез. Так впервые мощно заявил о себе талант Майи.

На втором курсе Майя одна из первых вышла замуж за оператора Анатолия Ниточкина и была очень горда своей взрослостью и опытностью. Молодые люди поселились в коммунальной квартире вместе с родителями Анатолия.

Им выделили небольшой угол за шкафом, жить было тесно. Но еще теснее стало, когда родилась дочь Зина. Думала-думала Майя и отправила Зину в Краматорск к маме. Анатолий был возмущен таким поступком, но сделать уже ничего не мог.

Бабушка и дедушка как увидели внучку, так и растаяли. А младшая сестра Майи так и вовсе заменила девочке мать.

И оказалось, что отношения супругов и не такие крепкие. Анатолий стал посматривать на сторону, да и Майя не была обделена мужским вниманием.

И хотя супруги стояли в очереди на двухкомнатную кооперативную квартиру, семьи как таковой уже не существовало.

Майя впервые снялась в фильме «Вольница» в 1956 году, через год после окончания ВГИКа. Это была небольшая эпизодическая роль, и она ей удалась. Но потом главных ролей почему-то никто не предлагал.

И Майя нашла выход — она стала петь вместе с оркестром Леонида Утесова. Голос был поставлен, публике она нравилась. Да так, что в 1957 году вместе с Эдитой Пьехой получила серебро на конкурсе эстрадных исполнителей.

Она же первая в Советском Союзе стала исполнять репертуар Эдит Пиаф. Ей серьезно предлагали остаться на эстраде, но она была верна кинематографу. Играла эпизодические роли — в основном, русских простых женщин с непростой судьбой.

И только в 1966 году получила главную роль в фильме «Крылья».

К этому времени она уже пережила несколько бурных романов. Была связана с Анатолием Габриловичем, сыном известного сценариста. Но мать Габриловича Майю не жаловала — простая девчонка из украинского городка не чета ее сыну!

А когда Майя заявила, что ждет ребенка, Анатолий порвал с ней отношения. Зато Александр Сурин, сын генерального директора «Мосфильма», который был влюблен в Майю, предложил ей тотчас же свою руку и сердце. Она их приняла.

Александр не просто женился на Майе, он удочерил ее дочь от Габриловича и оказался очень нежным отцом. Он-то и предложил начинающему режиссеру Ларисе Шепитько попробовать Майю в фильме «Крылья».

Вообще-то сценаристы видели в этой роли Нину Ургант. Но Лариса буквально подпольно сняла несколько сцен с Майей и ее кандидатура была утверждена. Но все шло совсем не гладко. Измучились все — гримеры, осветители, операторы, сама Майя.

Она никак не могла найти общий язык с режиссером, застряла в своих актерских стереотипах да так, что большую часть снятой картины пришлось смыть. Лариса стояла за камерой и бросала Майе оскорбительные эпитеты — ей хотелось, чтобы актриса лицом изобразила переживаемые чувства.

Роль Надежды Петрухиной, военной летчицы, которая не может найти свое место в мирной жизни, Майе удалась. Картину приняли хорошо, но на большом экране она продержалась всего три дня.

Фильм не запретили, он шел в небольших клубах и кинотеатрах повторного фильма, о нем вспомнили только в девяностых годах…

После роли Петрухиной, казалось, Майя сама должна была взлететь. Но крупных ролей она по сути больше не сыграла — пожалуй, только в фильме «Ради скуки».

До конца жизни она играла только небольшие, эпизодические роли, но выкладывалась полностью, буквально на разрыв. Достаточно вспомнить ее игру в фильме «В огне брода нет» или «Преступление и наказание».

К этому времени Алексей Габрилович опомнился. Он писал Майе нежные покаянные письма, да и мать Габриловича оттаяла, захотела увидеть внучку. Противостояние Габриловича и Сурина длилось недолго, Майя ушла к любимому Алексею.

Поселились они в доме на улице Черняховского. Маша Сурина в три года получила фамилию биологического отца и стала Габрилович. Теперь соседи стали постоянными свидетелями частых скандалов.

Майя обладала невероятно взрывным характером, а Алексей нередко подкидывал ей поводы для этих скандалов. Но она также была удивительно заботлива, по дому делала все сама, не доверяла ни няням, ни домработницам.

После смерти матери в 1968 году она перевезла Зину в Москву, Алексей относился к Зине как к родной дочери.

Так и жили — то веселые компании и песни до утра, то семейные дрязки, то мир да любовь. Но семейные узы стали ослабевать, Алексей стал уделять внимание противоположному полу, Майя злилась и прощала.

Однажды Габрилович собрал свои вещи и перевез их через дорогу — в родительский дом. Майя нет-нет, да и поглядывала на окна Габриловичей напротив в бинокль — что там происходит?

И однажды увидев на балконе девушек, не долго думая, вызвала пожарных. Потом отрабатывала за ложный вызов шефскими концертами.

Она снималась очень много, но играла в эпизодах. Образы, которые она воплощала на экране, были далеки от ее женской сущности — несмотря на свою некрасивость Майя была удивительно притягательной для мужчин, словно владела каким-то секретом.

Как-то в Москву на стажировку в Большой театр приехал Ричард Коллинз, английский танцовщик и балетмейстер. Увидев в доме кино Майю, он познакомился с ней и влюбился по уши.

Стал писать письма, в которых называл ее «моей любимой мадам». Сделал предложение, пригласил в Лондон, уговорил родителей.. Но Майя не решилась оставить Москву. И Коллинз писал, ей письма еще долгие три года…

Жил в Австрии бизнесмен Петер Добиас. У него была непростая судьба. Его родители, антифашисты, уехали от гитлеровского режима в тридцатых годах в Москву.

Недолго им пришлось читать лекции по антифашистскому движению, через год они были отправлены в сталинские лагеря. Петер воспитывался в детском доме.

В конце пятидесятых родители вернулись, нашли Петера, семья воссоединилась. Отец, спортсмен и альпинист, как-то взял сына в горы. Там же отдыхала Майя с двумя дочками.

Петер, девятиклассник, потерял от Майи голову, влюбился. Отец в беспокойстве увез юношу в Москву, а потом и в Австрию. Петер закончил университет, завел свой бизнес, женился.

Стал отцом сыновей, вел упорядоченную жизнь. Однажды его пригласили на конференцию, где выступал Петр Кузнецов, советский спортсмен и научный деятель. Разговорились.

Петер осведомился, знает ли Кузнецов Майю Булгакову. Удивлению не было предела: «Моя жена, актриса Татьяна Конюхова, дружит с Майей».

Так и вышло, что Петер Добиас отправился в Москву, где, конечно же, возобновил знакомство с Майей. Оказалось, что влюбленность никуда не делась. Он стал ухаживать, а когда Майя приняла его ухаживания, предложил ей выйти за него замуж.

Бизнес, семья, Австрия — все это стало совершенно неважным и вторичным. На первом месте была только Майя. И она сказала ему «да». Счастливее его не было на свете мужчины.

Майя была такой же взрывной, характер ее не переменился, Петер терпеливо пережидал все скандалы. Он любил ее так, что полностью растворился в своей любви. Эта любовь длилась тринадцать лет.

Все прежние мужья Майи стали друзьями, а девочки обожали Петю. Его сердце остановилось внезапно, во сне. Когда он умер, жизнь закончилась и для Майи тоже. Она стала вести дневник, в котором обращалась к нему, умершему.

Просила забрать ее с собой. Друзья и дочери отметили, что она внезапно сильно сдала, постарела. Майя говорила, что для нее нет больше жизни — в девяностые годы в кино ее уже не звали, дочери выросли, а Петя умер.

Развеять печаль Майи вызвалась Любовь Соколова, актриса, подруга и соседка. Она пригласила ее на шефский концерт к ветеранам. Майя согласилась. Взяла нарядное концертное платье, села с Любовью в «Волгу» и отправилась в свою последнюю поездку.

Неизвестно по какой причине водитель не справился с управлением, и машина врезалась в столб. Водитель погиб на месте, Майя впала в кому, Любовь Соколова сломала руку. Майя пробыла в коме недолго — пять дней.

Через три месяца после смерти Петера она ушла к нему. Они снова были вместе. Ей было всего 64 года…

Оцените статью