Настоящий шедевр советской мультипликации! Какие персонажи, какие песни! А сюжет? Конфетка!
Режиссером ленты стала Инесса Ковалевская, один из самых известнейших и успешных мультипликаторов СССР. Она сняла такие шедевры отечественной анимации как «Катерок», «Как львенок и черепаха пели песенку», «В порту», «Чучело-мяучело», «Прогулка» и еще два десятка лент.
А сценарий написали знаменитый советский поэт Юрий Энтин и не менее знаменитый (чуть позднее) и любимый многими актер Василий Ливанов (тот самый наш Шерлок Холмс). Путь к успеху «Бременских музыкантов» был непрост.
Очень долго искали образ главных героев. И поначалу это должны были быть классические скоморошистые Принцесса и Трубадур:
Однако поразмыслив, авторы пришли к выводу, что подобный подход не делает мультфильм ярким, необычным, запоминающимся. И тогда им в головы пришла идея: что если превратить сказку в рок-оперу?
Как раз в те времена в моду входили рок-оперы, мир сходил с ума по хиппи, так почему бы не придать картине современный пародийный антураж? На том и порешили.
Так бременские музыканты превратились в рок-звезд, обретя узнаваемые черты: кто-то видит в осле Мика Джаггера, кто-то Стива Тайлера, есть версия, что прототипами звериной рок-группы стала группа «Led Zeppelin», так это или нет — сказать трудно.
Конц 60-х — начало 70-х расцвет молодежного бунтарства против закомплексованности старших поколений. Решено было сделать и Принцессу бунтаркой, ведь именно бунтарский дух мог побудить дочку короля сбежать из дворца к «простому» возлюбленному.
Трубадур облачился в моднючие джинсы с прострочкой и заклепками, в туфли на каблуке и рубаху в стиле Элвиса — с разрезом почти до пояса.
Кстати, в этом мультфильме вопреки рекомендациям всяческих комиссий по воспитанию художники весьма недвусмысленно подчеркивают половые признаки главных героев: у Принцессы выражена грудь, у Трубадура область паха.
Образ Принцессы тоже весьма характерен. Судя по фигуре, это вполне сформировавшаяся девица, но носит она ультра-коротенькое платьице и два хвостика, как первоклашка.
И это не случайно: это время, когда в моду вошел инфантильный женский образ, даже вполне зрелые дамы одевались так, чтобы их облик вызывал ассоциации с подростком.
Что касается «маленького красного платьица», то и оно появилось в фильме не просто так: именно такое платье создал французский модельер Андре Курреж, и именно он начал проталкивать в массы образ «маленькой девочки», чем, кстати, вызвал негодование Коко Шанель.
Василий Ливанов потом рассказывал, что у жены Юрия Энтина Марины было такое платье, и образ Принцессы во многом списан с нее. Принцесса настоящая хиппи, особенно это хорошо видно по второй части мультфильма, где она бегает по полю с распущенными волосами, босая и с веночком на голове.
Некоторые утверждают, что это прямая отсылка к Вудстоку, но Вудсток состоялся спустя почти полгода после премьеры «Бременских музыкантов», так что эта версия несостоятельна.
Есть еще одна легенда, согласно которой Король это пародия на Брежнева. С этим трудно не согласиться, ведь между Леонидом Ильичем и Королем прослеживается некое внешнее сходство:
Соответственно, в образе принцессы кое-кто увидел толстенный намек на его дочь Галину, прославившуюся вольным образом жизни и своей склонностью заводить романы с людьми творческих профессий.
Первым ее мужем был артист цирка Евгений Милаев, вторым мужем — знаменитый иллюзионист Игорь Кио, а ее любовниками были артист балета Марис Лиепа и цыганский певец Борис Буряца.
В общем, коллекция трубадуров на любой вкус. Как рассказывал Энтин, из-за этого высокая комиссия долгое время требовала вырезать из мультика песенку охранников «Куда идет Король — большой секрет».