Многие не знают, что первый сценарий этой киносказки значительно отличался от того, что было снято в фильме. И это была не новогодняя история, а сказочный сюжет о мальчике Вите и девочке Маше, которые из нашего времени попали в сказку и приняли участие в розыске Белоснежки, похищенной злым колдуном.
Добрая Маша искренне верила в чудеса, а практичный скептик Витя относился ко всему с научной точки зрения и не очень верил в сказки. Но им обоим пришлось пройти настоящие испытания, пока они не победили зло.
Когда автор сценария Павел Финн отнёс его в редакцию «Гостелерадио», там сказали, что нужна именно новогодняя история для праздничной телепрограммы в канун встречи Нового 1977 года.
Время для производства фильма было ещё достаточно, поэтому сценарист быстро адаптировал свою сказку для новогоднего праздника. Доброго Волшебника он превратил в Деда Мороза, Белоснежку — в Снегурочку, а колдуна — в Кощея Бессмертного, который и похитил Снегурочку. Детям предстояло вызволить её из плена, чтобы все могли встретить Новый год.
В таком виде сценарий утвердили и поручили снять фильм режиссёру Геннадию Казанскому. К сожалению, в самом начале работы у Казанского появились проблемы со здоровьем, и к производству фильма подключили режиссёра Игоря Усова.
Именно Усову предстояло провести отбор исполнителей, так как до него были утверждены лишь не более четверти всех необходимых актёров.
Изучив сценарий, Усов предложил снять сказку в виде мюзикла, что поддержали все члены худсовета. Поэтому остальных исполнителей подбирали уже из поющих актёров. Так в фильм попали Михаил Боярский и Валентина Кособуцкая, которых первоначально даже не рассматривали в качестве кандидатов.
Музыку поручили написать композитору Геннадию Гладкову, который блестяще справился со своей задачей.
На роль Вити одним из первых был утверждён 10-летний ленинградский школьник Юра Нахратов, который к тому времени уже сыграл в трёх фильмах и не вызывал вопросов у режиссёров и членов художественного совета. А вот на роль Маши долго не могли найти подходящую девочку.
Пробы проводили на «Ленфильме» и пересмотрели несколько десятков подходящих по возрасту девчонок, пока на глаза режиссёров не попала ленинградская первоклассница Наташа Симонова. Вернее, на момент проб она только готовилась пойти в школу и была воспитанницей старшей группы детского сада.
Сначала её вообще не хотели допускать на пробы, так как она была младше требуемого возраста. Но потом всё же решили вызвать на собеседование и посмотреть.
Когда она впервые появилась в павильоне, то сразу же на просьбу спеть, звонко запела известную одесскую песню: «Шаланды, полные кефали…». Вот как об этом позже рассказала она сама:
«Я вошла и сразу запела: «Шаланды, полные кефали…» — у нас в детском садике эта песня была очень популярна. Режиссёр сначала удивился, а потом говорит: «А что ты ещё знаешь?» Я запела ещё одну народную песню из детского сада: «Стою на остановочке, в кармане поллитровочка….» Правда, попросила, чтобы об этой песне не говорили маме, которая ждала меня за дверью павильона…»
Режиссёр был шокирован и репертуаром, и той непосредственностью, с которой девочка пела. На просмотре находился композитор Гладков, который сразу отметил, что у Наташи есть музыкальный слух и голос. Немного посовещавшись, её в тот же день утвердили на главную роль Маши.
Так как бюджет фильма был ограничен, внимательные зрители заметили, что в картине много декораций из другой кинокартины, которая в то время снималась в соседнем павильоне киностудии. Это была высокобюджетная советско-американская кинолента «Синяя птица».
Продюсер фильма, американец Пол Масланский сначала не давал разрешение на использование своих уже готовых декораций. Но руководители киностудии его заверили, что фильм «Новогодние приключения Маши и Вити» никогда не будет демонстрироваться в кинотеатрах. И тот согласился.
По иронии судьбы, «Новогодние приключения…» значительно обогнали «Синюю птицу» по популярности в нашей стране. Фильм про Машу и Витю показывали и продолжают показывать у нас почти в каждой новогодней телепрограмме. А киносказка «Синяя птица» с такими мировыми звёздами, как Элизабет Тейлор, Джордж Коул и Сисели Тайсон, прошла в советском прокате почти незаметно и позже редко демонстрировалась на нашем телевидении.
Наташа Симонова и Юрий Нахратов не захотели становится артистами. Наталья после школы окончила философский факультет Ленинградского университета, вышла замуж, родила и воспитала с мужем троих детей. Юрий получил образование военного инженера в Ленинградском Военно-механическом институте. В настоящее время работает по специальности. Он женат и воспитал сына. Фотография сделана на 30-летие фильма в 2006 году.
Ещё один интересный факт. Первоначально премьера фильма планировалась 28 декабря. Но по ходатайству режиссёра Игоря Усова её перенесли на 25 декабря. Это был подарок на день рождения Наташе Симоновой, которая родилась в этот день.