«Мама вышла замуж» — кто тут эгоист? Все!

Режиссёр Виталий Мельников снимал настолько разноплановые фильмы, что порой даже странно, что все они – творения одного и того же мастера: «Семь невест ефрейтора Збруева» (1970), «Старший сын» (1975), «Здравствуй и прощай» (1972), «Царская охота» (1990), не говоря уже о совершенном шедевре – «Начальник Чукотки» (1966). Такое ощущение, что Мельников желал увидеть и показать все человеческие проявления. Важно и то, что стилистическое наполнение у всех его кинокартин – разное.

Сегодня мы поговорим о работе Мельникова под названием «Мама вышла замуж» (1969) по сценарию Юрия Клепикова, где рассказывается простая, незамысловатая и где-то даже банальная история – мать-одиночка привела домой отчима, которого не принял сын. Такое – сплошь и рядом. Жизненно! Однако всем этим людям надо сделаться терпимее друг к другу. В этом – их задача и главная идея фильма.

Тут нет правых и виноватых – есть люди с их недостатками. Хотя, чаще всего зрители обвиняют парня – эдакого норовистого да ершистого красавчика с наружностью сказочного принца. В кадре — изумительное трио – Люсьена Овчинникова, Олег Ефремов, Николай Бурляев. Итак, малярша Зинаида вырастила сына Бореньку в одиночку, при том, что он в своих вкусах и предпочтениях пошёл дальше (гораздо!) своей мамы и её кавалера Виктора.

Это было типично для 1960-х – дети были на несколько порядков грамотнее своих родителей. Советский мир совершил колоссальный рывок – в том числе, в области культуры и образования. Поэтому казалось нормой, что сын малярши любит Экзюпери, изъясняется витиевато и много читает. Сходный пример – Анна из «Трёх тополей на Плющихе» (1968) не может вспомнить фамилию того самого «лётчика французского», а её дочка уже слегка понимает французские песенки, слушая Мирей Матье.

Сын, конечно же, гнушается выбором своей матери. Бореньку можно понять – пацан привык, что он – центр вселенной для мамы-Зины, да, к тому же, Виктор – попивающий работяга, без интеллектуальных запросов, грубоват. О, да, мужик-то припёрся из общаги в их однокомнатную квартиру, и теперь все трое будут жить в едином пространстве. Борису это, как минимум, гадко. Сама по себе мысль, что где-то поодаль будет храпеть чужой и неприятный человек – это коробит.

Здесь смешалось всё – и ревность балованного «сЫночки-кровиночки, и обида за мам-Зину, которую, возможно, используют – всё же баба при жилплощади, работящая, красивая; и отвращение к непрезентабельному работяге, не знающему, кто такой Экзюпери. В конечном итоге, Зинаида просит Бориса пожить в деревне. Тоже неприятный жест – парню транслируют, что он лишний. Тогда он сбегает из дома и ночует, где придётся.

Кстати, презанятный момент – Боря забирается в чей-то автомобиль на ночь, дабы прикорнуть на мягких креслах, но его оттуда выгоняет владелец. Нюанс — та машина была без колёс. Потом, голодный и уставший, Боря наведывается к своей тётке (Людмила Аринина), и та без лишних разговоров, пока племянничек отмокал в ванне, привозит на такси измученную Зину, дабы та забрала своё непокорное чадо.

И с чадом происходит чудо – Борис, увидев осунувшуюся, истерзанную мать, оттаивает. Он сознаёт свою ответственность перед ней. Он — взрослый сын всё ещё молодой матери, и она имеет право на женское счастье, пусть даже с таким неказистым субъектом, как Виктор. Собственно, в этом фильме прекрасно всё – актерская игра, операторская работа Дмитрия Долинина (интересно, что он сыграл …Павла I в фильме «АССА» (1987)), и свет, и натурные съёмки, и музыка Олега Каравайчука.

Ещё тут великолепное, точное и запоминающееся название, а не какая-нибудь «Осенняя любовь», «Нечаянная встреча», «Семейная история» и так далее – увы, многие советские фильмы носили обтекаемо-бессмысленные наименования, которые стирались в памяти быстрее, чем заканчивался фильм — как правило, хороший. А тут – понятно, о чём и почему. Мама вышла замуж — она смеет любить, хотя, всё это тяжело понимается! Кстати, Виктору тоже предстоит окончательно бросить свои посиделки на троих…

Оцените статью
«Мама вышла замуж» — кто тут эгоист? Все!
Такого я еще не видел — Юрий Яковлев в роли Воланда