Мария в 1983 году окончила сценарный факультет ВГИКа (мастерская Е. Габриловича, Л. Голубкиной, Н. Фокиной, С. Лунгина), а Василий в том же году окончил режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую Марлена Хуциева.
Мария родилась в Москве. Отец — Александр Григорьевич Хмелик, советский писатель, драматург, киносценарист, один из создателей детского юмористического журнала «Ералаш», мать — испанка Роса Перес, с которой отец познакомился во времена работы в «Пионерской правде», куда ее распределили после окончания Ленинградского университета.
Василий родился в Жданове (ныне Мариуполь), сын рабочего металлургического комбината и служащей швейной фабрики.
Мария и Василий познакомились еще абитуриентами ВГИКа. Они оказались рядом на просмотре картины Лукино Висконти «Гибель богов», потом Василий пошел девушку провожать и «с тех пор они не расставались».
Они поженились, родилась дочь Александра. А спустя некоторое время Мария написала дипломный сценарий под названием «Маленькая Вера», а Василий снял фильм, который вышел в 1988 году.
Картина «Маленькая Вера» — это история обычной советской семьи, разворачивающаяся в родном для режиссера городе Мариуполе.
«Семья работяг, которые всю жизнь крутятся, как белка в колесе, видят, что невзирая на их труд, денег не хватает, судорожно думают, как найти выход, планируют то арбузы выращивать, то кроликов разводить….
Создано полотно настоящей жизни одной страны и одного народа.», — это один из комментариев к фильму обычного зрителя, выросшего в СССР.
Фильм еще знаменит и тем, что впервые нарушил цензурный запрет на откровенную демонстрацию интимных сцен в советском кино. Он имел огромный успех и в СССР, и на международных фестивалях.
В Венеции он получил престижный приз FIPRESCI; в Монреале — специальную премию жюри; в Чикаго — приз «Золотой Хьюго» и другие награды. Сама Мария Хмелик получила Премию «Феликс» Европейской киноакадемии за лучший сценарий.
Мария Хмелик также исполнила в фильме эпизодическую роль — подругу Виктора (Александр Негреба), брата Веры.
После «Маленькой Веры» Василий Пичул снял черную комедию «В городе Сочи темные ночи» по сценарию жены.
Это «авантюрная история путешествия страной парочки — исключенной из института двадцатичетырёхлетней Лены (Наталья Негода) и пятидесятилетнего мошенника-сантехника Степаныча (Алексей Жарков)- в поисках беспечной жизни оказавшейся в Сочи…».
В 1993-году Мария выступила сценаристом фильма Пичула «Мечты идиота», экранизации «Золотого теленка» Ильфа и Петрова, перенесенную в современную Москву. Этот фильм вызвал неоднозначную критику, как со стороны зрителей, так и экспертов.
Зрители обвинили Пичула в неуважении к знаменитому литературному произведению, но большей критики подвергся исполнитель главной роли — Сергей Крылов.
После «Мечты идиота» Мария круто меняет сферу деятельности и в 35 лет начинает изучать психоанализ в Высшем психологическом колледже при институте психологии РАН, параллельно работая в суицидальном центре одной из больниц.
Но уже через несколько лет она вновь возвращается в свою профессию, став руководителем творческой сценарной мастерской во ВГИКе.
Хмелик выступала сценаристом к таким проектам, как «Сыщик Путилин» (режиссер Сергей Газаров), «Фарфоровая свадьба» (режиссер Василий Пичул), «Между нот, или Тантрическая симфония» (режиссер Грачевский) и др.
У пары, спустя десять лет после рождения дочери Александры, родился сын Григорий, а когда Марии было 40 лет еще и дочь Вера.
С дочерью Александрой.
26 июля 2015 года в возрасте 54-х лет Василий Пичул скончался.·»Для всех родных эта новость стала шокирующей. Он умер внезапно, никакого рака легких, как писали в газетах, у него не было.
Простудился, подхватил воспаление легких и задохнулся», — рассказывала Мария Хмелик. Его тело было кремирована, а прах развеян. Он так завещал.
Старшая дочь пары — Александра, тоже работает в кино – организует съемки на «Мосфильме», сказочница детской студии Школа Сказочников и мама троих детей.
Григорий, также как и отец, окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Снимал сюжеты для журнала «Ералаш», сейчас выступает в качестве режиссера в основном короткометражных фильмов.
Мария и Василий прожили 36 лет и никогда не разлучались, до самого его трагического ухода из жизни. «Мы никогда не ложились спать поссорившись, если случался конфликт, старались обязательно помириться.
Прислушивались друг к другу, я всегда могла сказать, что мне не нравится, а он — что ему, искали компромиссы, — делилась в интервью талантливый сценарист Мария Хмелик.