Марта. К ней в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» барон Мюнхгаузен ушел от своей законной жены Якобины. Фамилия ее неизвестна, происхождение тоже. Однако в в конце фильма Якобина называет ее дочерью аптекаря. Напрашивается вывод, что девушка из простых. Когда-то в детстве я была в полном восхищении от этого персонажа — ну надо же, как она любила Мюнхгаузена! Такая нежная, воздушная, к поцелуям зовущая. Да она для него прямо спасительницей стала, вырвала его из когтей злобной гадины Якобины. Кака лубофф, кака лубофф! Однако потом, когда я смотрела фильм уже через призму полученного жизненного опыта, картина отношений Марты и барона обрела несколько иные оттенки.
Итак, Марта. Она почти вдвое моложе Якобины. Симпатичная, со скрытым внутренним стержнем. Всеми силами оказывала Мюнхгаузену поддержку, включив дурочку. Но была ли любовь? Чтобы разобраться в этом вопросе, надо отчетливо понимать, кем был Мюнхгаузен.
Во-первых, он был бароном. Не самый громкий титул, ниже по рангу только беститульные дворяне. Но тем не менее — титул. Во-вторых, он был человеком состоятельным — именно из-за имущества не хотела разводиться Якобина. Было что делить. Точнее, делить ничего не стали бы — по европейскому праву 17 века при разводе все имущество за исключением приданного, полученного им в результате женитьбы, отходило мужу. В-третьих, Мюнхгаузен был по современным понятиям звездой. Эпатажный, попирающий все сложившиеся устои общества, чье имя всегда было на слуху, достаточно молодой и приятный внешне, но главное — обладающий феноменальной способностью удерживать на себе внимание. Типичный фрик 18-го века. Живи он в наше время — он ходил бы с зелеными волосами, с кольцом в носу, был бы оним из самых популярных тик-токеров и вел бы парочку каналов…
Такие люди всегда собирают вокруг себя толпы как ненавистников, так и поклонников, каждый их чих обсуждают, мусолят, толкуют с разных точек зрения. Они всегда в центре внимания. Это можно сравнить с кинозвездами, с известными певцами, спортсменами. Их любят за то, что они звезды, что они вот такие: необычные, не как все, известные, а известный равно добившийся успеха. Успешные мужчины всегда привлекают большое количество женщин.
Вот и Марта любила «того самого» Мюнхгаузена. Сумасбродного, с легкой сумасшедшинкой, с чертиками в глазах, насмешника над общепринятым. Поэтому ей так был нужен официальный брак — она хотела получить статус жены барона Мюнхгаузена. Ей был нужен не человек, а статус, положение самого близкого человека звезды. Она на самом деле хотела за него замуж.
Но хотеть быть рядом с человеком и хотеть за него замуж это немного о разном. И когда становится известно, что барона с Якобиной не разведут, Марта тут же собирает вещички и сообщает Мюнхгаузену, что уходит. Если помните, в сцене их прощания, барон говорит ей: «Я тебя люблю». А что она? Стоит со скучным выражением лица. И ни слова не говорит о своей любви к нему. Уж не потому ли, что говорить не о чем? Она отказала ему в поддержке именно тогда, когда он более всего в ней нуждался. «Нас уже не обвенчают — вот это я поняла», — говорит она. Вот истинная причина ее ухода. Статус уплыл, делать ей здесь больше нечего.
А вот Мюнхгаузен не соврал (на этот раз). Он на самом деле Марту любил. Потому что после ее демарша он покаялся в своих фантазиях и стал «таким как все». Хочу заметить — сломали его вовсе не на суде и вовсе не общественность. Его сломала Марта. Это после ее ультиматума барон решил отречься от своих заблуждений. С любимыми так не поступают. Помните? — «в горе и в радости». Так вот Марта хотела быть с ним только в радости, которую, между прочим создавал он сам, а она пользовалась этим ресурсом.
Что же дальше. Поняв, что законный развод ему не светит, а значит, Марта таки уйдет, Мюнхгаузен решает прекратить брак другим способом — инсценировав свою смерть. А что? С мертвеца спросу никакого, все свободны и довольны. Якобина получила выгодный статус вдовы и своего Рамкопфа, герцог и иже с ним получили спокойствие в городе, Марта получила… А Марта получила садовника Мюллера, угрюмого расчетливого человека без тараканов в голове. Но ей-то был нужен «тот самый Мюнхгаузен», которого все знали, все обсуждали и даже в какой-то мере любили. Где-то в глубине души. А кого интересует какой-то садовник? Правильно, никого.
И она все-таки уходит от него. Не удержало даже богатство. Не говоря уж о любви. Не было ее там никогда. И возвращается лишь тогда, когда он вновь явил себя миру в облике Мюнхгаузена, то есть, появился шанс наконец- то объявить себя женой барона. Так была ли любовь?