Масонский заговор в советском кино

Скандальное разоблачение масонской ложи «П-2» (она же «Пропаганда-2»), потрясшее Италию в 1981 году, вдохновило советского режиссёра Тамару Лисициан на создание политического кинодетектива. Фильм «Тайна виллы „Грета“» (1984) — явление в отечественном художественном кинематографе уникальное:

никогда прежде, да, впрочем, и позже, тема масонства там не поднималась, хотя сами масоны и их деятельность уже не первый век будоражат фантазию людей.

Вдвойне любопытно, что в ленте, снятой 40 лет назад, звучат мысли и идеи, будто взятые из сегодняшнего дня и вписывающиеся в нынешнюю политическую повестку.

Тамара Лисициан кинокарьеру начинала как документалист, хотя на тот момент кинематографического образования не имела. Она жила в Италии, поскольку была замужем за итальянцем, и решила сделать кое-какие кинозарисовки о жизни страны. Таким образом и получилась её первая работа. Её высоко оценил режиссёр Всеволод Пудовкин, которому Тамара показала ленту, возвратившись в СССР в начале пятидесятых. И именно Пудовкин посоветовал женщине поступить во ВГИК, что она и сделала.

Первые картины режиссёра Тамары Лисициан были адресованы юной аудитории, но уже в зрелом возрасте она перешла к серьёзному взрослому кино.

На момент съёмок «Тайны виллы „Грета“» Лисициан уже готовилась праздновать 60-летие, но по-прежнему оставалась женщиной энергичной и деятельной. Кстати, почти все роли в детективе — мужские, здесь присутствует только одна героиня, поэтому Тамаре Лисицаин пришлось на съёмочной площадке управляться с большой компаний актёров-мужчин, среди которых были настоящие знаменитости.

Тамара Лисициан, хоть и рассталась с итальянским мужем, интересоваться страной не перестала, поэтому знала о скандале с П-2. Но и другие люди, интересовавшиеся политикой, а также журналисты, были в курсе этой истории: она хоть и не слишком подробно, но всё же обсуждалась в советской прессе. А журналист ТАСС Владимир Малышев, длительное время работавший в Италии, даже выпустил небольшую книгу «За ширмой масонов», где рассказал о ложе П-2, связях её членов, среди которых были высокопоставленные итальянские чиновники, с ЦРУ и готовившемся государственном перевороте. Его-то в качестве эксперта и соавтора сценария и пригласила Тамара Лисициан. В сценарии действие происходит в некой западноевропейской стране, но в ней однозначно прочитывается Италия.

Под виллой «Грета» в фильме скрыта реальная вилла «Ванда», принадлежавшая главе «П-2», в образе банкира Лоренца выведен банкир ложи Микеле Синдона, а сама «Пропаганда-2» в детективе получила название «Щит и шлем».

И тут надо сказать, что вопреки ожиданиям КГБ, курировавший публикации и фильмы на политические темы, не только не стал противодействовать съёмкам, но и поддержал создание детектива, ведь в нём шла речь о коварстве западных спецслужб.

В центре сюжета — журналист Ян Плинто. Из собственных источников он получил информацию о банкротстве крупного банкира Лоренца и с этого момента оказался втянутым в непростое журналистское расследование. Связи Лоренца оказались куда более обширными и загадочными, чем это виделось раньше. Плинто и его друг-газетный фотограф Марк начинают распутывать клубок этих связей. Параллельно развивается роман Яна и девушки Каролины, с которой познакомился на митинге левых сил. Позже выясняется, что Каролина — дочь лидера левой партии «Народный фронт» Окореса и племянница прокурора, имеющего отношение к следствию по делу Лоренца. А затем раскрывается подноготная деятельности ложи «Щит и шлем»: на самом деле её руководят сотрудники ЦРУ и всё, что делают члены ложи, инициировано американскими кукловодами. Яну предстоит лицом к лицу столкнуться с ними, пережить похищение возлюбленной и принять предложение стать редактором газеты (разумеется, подразумевающее, что газета будет работать под диктовку црушников).

А ещё в фильме есть масонские ритуалы, показан притон, где расслабляются любители запрещённых веществ, и ведётся разговор о покушениях на Фиделя Кастро.

Роль Яна Плинто досталась Ивару Калныньшу, уже подбиравшему к пику популярности: через год выйдет мелодрама «Зимняя вишня», которая и принесёт ему гигантскую всесоюзную славу.

Правда, на этот раз голоса Ивара, всегда имевшего заметный прибалтийский акцент, в фильме не слышно, его озвучил Сергей Малишевский.

Роль фотографа получил Александр Збруев, а в роли любимой девушки Яна Каролины — молодая актриса Елена Финогеева, и здесь она играет одну из первых своих главных ролей.

В образе харизматичного, умного и практичного Окореса, предводителя «Народного фронта», — Юрий Соломин,

а в роли американского «покровителя» ложи Джонса — Витаутас Томкус (в озвучке Владимира Сафронова).

Также ищите в фильме Валентина Никулина, Семёна Фараду,

Олега Анофриева,

Альгиса Арлаускаса, Эммануила Геллера, Авессалома Лорию (озвучен Михаилом Глузским), Иона Унгуряну с голосом Армена Джигарханяна, Гургена Тонунца. Руководителя ложи сыграл литовский актёр Вальдас Ятаутис, а озвучил Анатолий Ромашин.

И, конечно, нельзя не отметить Аллу Чеботарёву, яркую спортсменку, исполнительницу бальных танцев, сыгравшую здесь в некотором смысле саму себя. В её героиню на свою беду влюбился Марк: их мимолётная связь обернулась для фотографа большими проблемами, ведь красотка-танцовщица работала на ЦРУ.

Для натурных съёмок группа отправилась в Румынию, которая и изобразила Западную Европу. Потом ленту доснимали в Москве. Сценарист Владимир Малышев вспомнила, что ему пришлось для создания антуража приносить из дома итальянские сувениры: эти мелочи помогали превратить павильон «Мосфильма» в «заграничную» редакцию. А самих сотрудников редакции и журналистов, принимавших участие в экранных пресс-конференциях, изображали сотрудники ТАСС, которые потом и стали первыми зрителями фильма, вышедшего в прокат осенью 1984 года.

«Тайну виллы „Грета“» критики признали добротной работой зрелого режиссёра Тамары Лисициан, которая от фильма к фильму показывала всё больший профессионализм. При этом отмечались и неровность сюжета, и отход от динамики, и чрезмерное развитие романтической линии, которая на фоне политических событий кажется несколько инородной и мелкой. Однако интрига в ленте всё равно есть, он захватывает и заставляет отгадывать загадки. Например, меня до последнего не покидало ощущение, что Окорес — человек с двойным дном и сам вот-вот окажется масоном.

В заключение приведу слова Тамары Лисициан из небольшого интервью, которое она дала, снимая «Тайну виллы „Грета“»:

«Я, ветеран войны, с особой остротой ощущаю в какую пропасть толкают мир реакционные натовские и, в первую очередь, американские заправилы. Собственно, об этом наш фильм. В нём говорится о том, как под прикрытием различных, в том числе религиозно-мистических, организаций совершаются государственные перевороты и убийства прогрессивных лидеров».

Напомню, что это было сказано в начале восьмидесятых.

А вы верите в масонские заговоры?

Оцените статью
Масонский заговор в советском кино
Впервые с 1966 года. Юрий Кузьменков в фильме, который никто не видел