«Мастер и Маргарита»: как снимали самую знаменитую экранизацию «опасного» романа

19 декабря 2005 года на экраны вышел многосерийный фильм «Мастер и Маргарита» по одноимённому роману Михаила Булгакова. Вокруг этого произведения ходило немало легенд. В мире кино закрепилось мнение, что переносить действие романа на экран опасно — книга может отомстить.

Несмотря на суеверия, несколько режиссёров не побоялись мрачной репутации «Мастера и Маргариты». Первым за экранизацию взялся польский кинематографист Анджей Вайда — в его картину «Пилат и другие» вошла только библейская линия романа, а действие было перенесено в XX век.

Примерно в то же время сербский режиссёр Александр Петрович снимал экранизацию московских событий романа. Следующий фильм снова был снят в Польше — Мацей Войтышко сделал свою четырёхсерийную версию «Мастера и Маргариты». В 1994 году роман экранизировал режиссёр Юрий Кара, но из-за разногласий с продюсерами зрители увидели фильм только в 2011 году.

Самой подробной и известной экранизацией булгаковского произведения стала 10-серийная картина «Мастер и Маргарита» режиссёра Владимира Бортко. Взяться за роман ему предлагали ещё в 1987 году, но тогда среди других кандидатов в режиссёры был и его давний друг Элем Климов, так что Бортко решил уступить место товарищу.

К тому же, только что завершилась работа над другим фильмов по Булгакову — к премьере готовилось «Собачье сердце». Элем Климов собирался работать вместе с итальянскими и американскими режиссёрами, но сам же отказался от идеи на стадии написания сценария.

«Мастера и Маргариту» хотели снимать Владимир Наумов, Игорь Таланкин и Эльдар Рязанов, но ни один из них не получил разрешения от Госкино.

Владимир Бортко взялся за работу над фильмом в 2000-м году. Уже был утверждён актёрский состав — Галина Тюнина, Дмитрий Певцов, Сергей Маковецкий и Виктор Сухоруков, когда наследник творчества Булгакова неожиданно передал права на экранизацию американским продюсерам. Проект Бортко был закрыт, а чтобы выкупить права обратно, потребовалось несколько лет.

Когда режиссёр вернулся к работе над «Мастером и Маргаритой», кастинг пришлось проводить заново. На роль Маргариты пробовались Ингеборга Дапкунайте, Виктория Толстоганова и Анна Ковальчук. Бортко остановил свой выбор на последней — она больше всего соответствовала его представлениям о Маргарите.

Роль Мастера предлагали Владимиру Машкову, но он предпочёл контракт с Голливудом. Тогда без проб был утверждён Александр Галибин.

Сыграть Воланда режиссёр предложил Олегу Янковскому, но тот от зловещей роли отказался наотрез. Велись переговоры и с западными звёздами, однако ни с Жаном Рено, ни с Гари Олдменом договориться не удалось. В результате роль досталась несуеверному Олегу Басилашвили, у которого было особое видение своего героя:

Воланд — отнюдь не тот Сатана, который вводит людей в грех. Его компания прибыла в Москву, чтобы расставить некоторые ориентиры. Он совершает добрые поступки и является в какой-то степени союзником Иешуа… Недаром же эпиграф к роману: «Я часть той силы, которая желает зла и вечно совершает благо». Причем не вся сила, а только часть. Работник Того министерства.

Понтием Пилатом стал Кирилл Лавров. Режиссёр говорил, что ему нужен был «человек со шлейфом» — мудрый, долго поживший и много повидавший.

*

Над образом одного из самых харизматичных персонажей — Кота Бегемота, трудились сразу четверо. В большинстве сцен это был Вано Миранян — актёр и президент Фонда инвалидов для людей маленького роста.

Он снимался в кошачьем комбинезоне с головой, начинённой разнообразной техникой, которая отвечала за движения усов, ушей, глаз и рта. Говорил за кота актёр Семён Фурман. Бегемота в человеческом обличье сыграл Александр Баширов. А в роли просто кота был просто кот из цирка Юрия Куклачёва.

Съёмочной группе пришлось поездить по разным городам и даже странам. В Израиле снимали только общие планы Иерусалима, а основным местом съёмок библейских сцен была Болгария. Там построили целый античный комплекс, за основу которого был взят иерусалимский дворец Ирода. Часть сцен сняли в Крыму, в том числе распятие Иешуа. Почти всю Москву 30-х годов снимали в Санкт-Петербурге.

Прямо с московских Патриарших прудов герои перемещались на питерскую площадь Тургенева. Подмосковную психиатрическую больницу играл Елагиноостровский дворец, а знаменитый дом № 302-БИС на Садовом кольце снимали на улице Старорусской. Встретились Мастер и Маргарита тоже в Санкт-Петербурге — на улице Репина, где ещё сохранилась булыжная мостовая.

В фантастических эпизодах не обошлось без компьютерной графики. В сцене полёта над столицей Анна Ковальчук и Ксения Назарова, игравшая домработницу Наташу, парили под потолком ленфильмовского павильона. После этого на компьютере убрали все пояса подвесок, стёрли тросы, сделали тела девушек полупрозрачными и подложили съёмку ночной Москвы.

С помощью той же графики материализовался из воздуха Коровьев. Александр Абдулов катался на карусели-платформе, которая потом стиралась на компьютере, и актёр как бы влетал в кадр из ниоткуда.

На площадке произошло и несколько мистических случаев. Когда режиссёр Владимир Бортко прогуливался в одиночестве по Патриаршим прудам, к нему подошёл незнакомый человек и внезапно произнёс: «Всё равно у вас ничего не получится».

Во время съёмок монолога Воланда исполнитель этой роли Олег Басилашвили потерял голос — врачи диагностировали ему кровоизлияние в правую голосовую связку, так что на протяжении нескольких дней актёр не мог произнести ни слова.

А за пять лет после премьеры фильма из жизни ушли пятнадцать актёров, в том числе 38-летний Владислав Галкин и 54-летний Александр Абдулов. Конечно, все эти события вряд ли связаны между собой, но сторонники мистицизма до сих пор обвиняют во всём проклятие «Мастера и Маргариты».

После выхода фильма на экраны мнения разделились. Зрителям новая экранизация пришлась по душе, а вот в прессе режиссёра критиковали за слепое следование тексту книги, дешёвые спецэффекты и отсутствие неповторимого булгаковского духа. Как бы там ни было, картину посмотрело почти 40 миллионов человек, а Владимир Бортко был удостоен премии «ТЭФИ».

*

В январе 2024 года сериал был отреставрирован и показан онлайн в высоком разрешении. В это же время в прокат вышла новая картина по мотивам «Мастера и Маргариты». Режиссёром стал автор «Серебряных коньков» Михаил Локшин, а главные роли сыграли Евгений Цыганов, Юлия Снигирь, Юрий Колокольников, Алексей Розин и Аугуст Диль.

Оцените статью
«Мастер и Маргарита»: как снимали самую знаменитую экранизацию «опасного» романа
Сынок, твоя жена нас в квартиру не пускает