Мелодрама, где главную роль сыграла экс-режиссёр сибирского театра

Фильм «В день свадьбы» (1969) стал первым полнометражным фильмом для молодого режиссёра Вадима Михайлова, который лишь совсем недавно окончил Высшие Режиссёрские курсы при киностудии «Ленфильм». До этого Михайлов снимал только короткометражки как студенческие работы. А вот

для дебюта в большом кино режиссёр выбрал материал серьёзный и ответственный — дискуссионную пьесу

знаменитого драматурга Виктора Розова (он же стал и сценаристом).

Розов написал «В день свадьбы» в 1964 году и сразу же пьесу поставили в нескольких театрах. Постановки вызвали не только интерес зрителей, но и массовые обсуждения.

Одни нашли сюжет слишком бытовым, банальным и даже архаичным, другие говорили о высоконравственном характере пьесы. Одним казалось, что героиня чрезмерно мягка и слабовольна, поэтому и пошла на самопожертвование, другие увидели в девушке истинную силу любви и торжество силы.

Виктор Розов рассказал историю в общем-то обыденную. Нюра и Михаил готовятся к свадьбе. Но неожиданно в их жизни возникает Клава, бывшая возлюбленная Михаила. Когда-то их связывало романтическое чувство, но Клава выбрала другого мужчину (как станет известно позже, у них что-то не сложилось).

Нюра, хоть и знает об этом прошлом, но всё равно приглашает Клаву на свадьбу, будучи влюблённой в весь мир. Однако оказывается, что Михаил, прекрасно относящийся к Нюре, по-прежнему любит Клаву и на вечеринке, предшествующей свадьбе, Клаву и Михаил охватывает страсть.

Увы, свидетелями становится подруга Нюры, поэтому о происшествии становится известно брату Нюры, ответственному, серьёзному, взрослому и любящему сестру, а потом и самой Нюре.

Для девушки эта новость — жестокий удар, но Михаил обещает, что не бросит её. Нюра же обещает семье и самой себе, что будет бороться за любимого мужчину и не сдастся.

Наутро пара в окружении друзей и родственников отправляется в ЗАГС, где брак торжественно регистрируют. А что было дальше, узнаете из фильма.

Выбирая актёров, Вадим Михайлов неожиданно утвердил на главную роль дебютантку Ларису Малеванную. Лариса тогда вместе с мужем Геннадием Опорковым только что вернулась в Ленинград из Красноярска. Там

супружеская пара три года стояла во главе только что организованного Красноярского ТЮЗа.

Малеванная и Опорков были однокурсниками, вместе окончили режиссёрский факультет ЛГИТМиКа, и, получив дипломы, отправились в Сибирь. В Красноярском ТЮЗе оба работали режиссёрами, Лариса также была и актрисой и добилась известности и в этом качестве.

В 1968 году Геннадия Опоркова пригласили в качестве режиссёра в ленинградский Театр имени Ленсовета, вслед за ним вернулась в город на Неве и жена. И тут же Ларису Малеванную пригласили на «Ленфильм», где начинались съёмки ленты «В день свадьбы». Актриса получила роль Нюры.

Роль Михаила сыграл Анатолий Спивак, для которого эта роль стала первой главной (озвучил Анатолия Александр Демьяненко),

роль Василия, приятеля Михаила, получил Лев Круглый,

а брата Нюры Николая изобразил Виктор Авдюшко.

Роль Клавы, вольно или невольно, но ставшей разлучницей, доверили Евгении Ураловой. В 1966 году имя Евгении Ураловой прозвучало очень громко: вышла картина «Июльский дождь», практически сразу ставшая одним из символов шестидесятых, где актриса сыграла главную роль.

Фильм «В день свадьбы» стал для Ураловой третьим в карьере и хоть роль тут у неё была скорее второстепенной, но образ актриса здесь создала спорный и неоднозначный.

Кстати, того самого мужчину, с которым у Клавы не сложилось, сыграл Эммануил Виторган, появившийся в кадре буквально на несколько секунд.

Начинающего тогда актёра даже не упомянули в титрах, как и в вышедшем чуть раньше детективе «Два билета на дневной сеанс», где Эммануил Виторган дебютировал в тоже крошечной и бессловесной роли.

Фильм «В день свадьбы» вышел летом 1969 года. Для зрителей это была новая встреча с уже известными по театральным постановкам героями, и в целом эта встреча оказалась тёплой. Критики же были огорчены такой трактовкой. 

Одной из главных претензий к картине была невыразительность Анатолия Спивака, которому, по их мнению, образ Михаила не удался. В журнале «Спутник кинозрителя» героя охарактеризовали так:

«Уж слишком смиренным выглядит он в начале фильма, вялым и духовно прибитым в конце. Эта роль сыграна так, что заставляет гадать — не изменил ли герой самому себе, не отступил ли от истинного чувства во имя ложно понятого долга. Высокой цельности души своего героя актёр не донёс».

А вот работы Виктора Авдюшко и Льва Круглого оценили куда выше, но больше всего похвал заслужила дебютантка Лариса Малеванная, которая оказалась удачей для фильма и открытием для кино.

Киноведы предрекли актрисе известность и славу, и впоследствии их прогнозы оправдались: Лариса Малеванная действительно стала знаменита, причём и как театральная, и как киноактриса.

Сегодня фильм «В день свадьбы» не особо известен. Есть мнение, что на его судьбу повлияла эмиграция из СССР в семидесятых Льва Круглого, но более вероятна версия, что лента просто слегка затерялась на фоне других картин тех лет, в том числе и экранизаций пьес Виктора Розова.

Оцените статью
Мелодрама, где главную роль сыграла экс-режиссёр сибирского театра
Советские экранизации фантастических произведений Александра Беляева