Мелодрама, где избалованная горожанка стала (почти) сельской учительницей

Лента «Отчий дом», вышедшая весной 1959 года, попала в программу 12 Каннского кинофестиваля. Никаких наград она не получила, но зрителям, особенно советским, понравилась и вошла в список лучших фильмов года.

Что, наверное, и неудивительно: режиссёром был Лев Кулиджанов, сценаристом — Будимир Метальников, а снимал картину оператор Пётр Катаев. И хотя тогда эти имена были ещё не слишком громкими, почерк мастеров уже чувствовался, и с годами эти кинематографисты стали настоящими классиками советского кино.

Для Будимира Метальникова сценарий «Отчий дом» был третьим. Небольшая бытовая интрига закручивается в истории с первых кадров, в которых показывают благополучную семью, безбедно живущую в просторной квартире и даже содержащую упитанного дога.

Дочка состоятельных родителей, студентка Таня, позволяет себе и покапризничать, и поосуждать товарищей. В ближайшее время Таня собирается по туристической путёвке, оплаченной, очевидно, родителями, на Кавказ. Но милый и такой привычный быт вдруг разбивает новость: нашлась родная мать девушки. 

Дело в том, что Таню родители забрали из детдома во время войны, и это не секрет.

Но тогда им сказали, что мать крохи погибла, теперь же выясняется, что она жива и все послевоенные годы искала дочь. Правда, живёт Наталья Авдеевна в деревне, которая рафинированной горожанке Тане чужда.

Но девушка всё равно отправляется в деревню, чтобы познакомиться с родной матерью и дедом. В деревне её ждёт совсем иной мир, встречи с самыми разными людьми, непростая сельская работа и первая безответная влюблённость.

Режиссёр Лев Кулиджанов, лишь недавно окончивший ВГИК, за самостоятельную работу брался впервые. У него уже было три картины, но все были сняты совместно с коллегами. Любопытно, что

предыдущий фильм Кулиджанова тоже был связан с понятием домашнего очага, атмосферы семейственности, сплочённости

— это мелодрама «Дом, в котором я живу» (1957), популярность которого и сегодня огромна. Особенностью «Отчего дома» стало обилие женских персонажей. На главную роль Лев Кулиджанов утвердил молодую актрису Людмилу Марченко.

Её карьера тогда набирала обороты, спустя три года выйдет одна из известнейших оттепельных лент «Мой младший брат» (1960), которая принесёт молодой актрисе колоссальную известность и любовь зрителей, но одновременно станет и творческим пиком, выше которого Людмиле Марченко, увы, уже не удастся подняться.

Роль деревенской подружки Тани Нюры получила Люсьена Овчинникова, вчерашняя дебютантка. Роль разбитной Степаниды, которую гложет давняя обида на односельчан и которая только внешне выглядит грубой и наглой, а в душе она просто женщина, почти утерявшая надежду на счастье, отдали Нонне Мордюковой.

В отличие от Людмилы Марченко и Люсьены Овчинниковой Нонна Мордюкова была уже актрисой именитой и популярной.

Её игру критики отмечали особо:

«Н. Мордюкова великолепно схватила непокорный, упрямый характер своей героини, уверенную, слегка пренебрежительную повадку сильного человека, тяжёлый оценивающий взгляд, которым она окидывает людей. И вдруг уходит привычная резкость, напускная подчёркнутая уверенность, бьётся в рыданиях сильное тело.

Захлёбываясь слезами, рассказывает Стеша председателю колхоза о погибшем на фронте женихе, о нескладной своей судьбе в колхозе, о нелюбимом муже, о всём, что озлобило, очерствило её душу. И понимаешь, какое богатство нерастраченных чувств, какое огромное сердце таится в этой тяжеловатой женщине с недобрым, красивым лицом».

Но самой большой удачей «Отчего дома» назвали Веру Кузнецову, сыгравшую Наталью Авдеевну, настоящую мать Тани.

Вера Кузнецова в кино попала в возрасте за 40, но уже её вторая роль стала триумфальной — картина «Большая семья» стала призёром Каннского фестиваля в 1955 году. Позднее актриса снова станет обладательницей награды в Каннах, снявшись в мелодраме «Жили-были старик со старухой» (1965).

Тем не менее большая часть киноработ Веры Кузнецовой эпизоды и второстепенные роли мам, бабушек, тётушек и соседок. Роль матери, потерявшей и вновь обретшей дочь, дочь непонятную, незнакомую, но такую родную, — одна из выразительнейших в фильмографии артистки.

«Трудно вспомнить, когда на нашем экране материнское чувство — любовь, страдание, нежность, гордость — были изображены так сильно и так сдержанно. <…>

За непритязательным внешним видом своей героини, за её простым костюмом, сапогами, заскорузлыми рабочими руками — тем, что только и увидела Таня, — В. Кузнецова раскрывает большую душу, любящее сердце, ум и гордость простого человека»,

— так написал о роли Веры Кузнецовой журнал «Советский экран».

Главная мужская роль досталась Валентину Зубкову. Он сыграл председателя колхоза, покорившего Таню душевностью и приверженностью делу, но отдавшего сердце Степаниде.

Одно из последних появлений на экране состоялось тут у едва ли не главной знаменитости сороковых Петра Алейникова, представшего в образе колхозника. В других ролях Татьяна Гурецкая, Елена Максимова, Ирина Бунина, Николай Новлянский.

Снимали картину в Серпухове и возле него (в районе известной местной достопримечательности Иванова гора), а часть сцен создали в Краснодаре. В прокат «Отчий дом» выпустили весной 1959 года,

в кинотеатры он привлёк больше 25 миллионов зрителей, войдя в список 25 самых успешных фильмов 1959 года.

В оригинале лента была чёрно-белой, но некоторое время назад в Сети появилась цветная версия, хотя вокруг колоризации старых фильмов не утихают споры.

В финале «Отчего дома» Таня, похоже, решившая всё-таки связать жизнь с деревней, выучившись на учительницу, представляется воображаемым ученикам Татьяной Павловной (по отчеству приёмного отца).

Но потом говорит, что будет Татьяной Ивановной (по отчеству родного отца, погибшего на фронте). Как вы думаете, это правильно?

Оцените статью
Мелодрама, где избалованная горожанка стала (почти) сельской учительницей
Искусство, патриотизм и преданность идеалам. Как сложилась судьба яркого советского и армянского актера Рафаэля Котанджяна