Мелодрама, где любимую жену делили два мужчины

Драматург Виктор Мережко не зря считается мастером мелодрам: на его счету масса удачных и любимых зрителями фильмов о личной жизни.

Герои Мережко легко узнаются в знакомых, соседях, родственниках. Многие из его персонажей не лишены некоторой чудинки, но выпутываться из всевозможных перипетий им помогают житейская мудрость, юмор и незлопамятность.

Очередной симпатяга, щедрый, с широкой душой, появился в картине «Если можешь, прости…» (1984), которую поставил режиссёр Александр Итыгилов.

Для Александра Итыгилова фильм стал третьим полнометражным. В кино он вошёл как оператор, но после решил, что хочет снимать сам и отучился во ВГИКе у Глеба Панфилова (который, кстати, даже написал сценарий для дипломной короткометражки Итыгилова).

Сценарий Виктора Мережко привлёк режиссёра, по его словам простотой и многообразием выведенных в нём характеров. В интервью, которое Александр Итыгилов дал, работая над лентой, он так определил суть истории:

«Почему случается так, что люди, любившие и любящие друг друга, всё же расстаются? Что изменилось в существе человеческих отношений сегодня? В фильме мы пытаемся разобраться в этом и надеемся, что чувство такой же, как у нас, взволнованности и обеспокоенности он вызовет у будущих зрителей».

Итак, главный герой — сельский тракторист Яков. Семь лет назад от него ушла любимая жена Даша, которую он до сих пор не может разлюбить. Директор колхоза едва ли не силой отправляет Якова на курорт, но внезапное происшествие портит все планы:

на вокзале Яков встречает Дашу, всё такую же яркую и притягательную. Правда, Даша со статным мужем и маленьким сыном и поначалу даже делает вид, что Якова не знает.

Так и не уехав на курорт, Яков навещает старого приятеля, а потом случается новый поворот: его приглашает в театр совершенно незнакомая красивая женщина (как позже становится ясно, с целью вызвать ревность своего любимого). Пережив такие приключения, Яков возвращается в деревню, и тут новый сюрприз:

к нему заявляется Фёдор, новый муж Даши, разыскивающий сбежавшую супругу. А потом приходит и сама Даша,

которой невдомёк, что Фёдор сидит за стеной и слышит всё, что она говорит.

Роль Якова Александр Итыгилов без колебаний отдал Сергею Никоненко, с которым познакомился ещё во время съёмок дипломной короткометражки и который снимется у него и в следующем фильме. В общем-то подобный типаж Сергею Никоненко идёт, он геров вроде Якова играл и до этого, и после, и всегда был органичен и убедителен.

Не менее органичен был и экранный соперник Сергея Никоненко — Юрий Кузьменков, сыгравший нового Дашиного мужа Фёдора, простоватого, прямолинейного прапорщика (любопытно, что только что Никоненко и Кузьменков вместе снялись в фильме «Инспектор ГАИ» (1983), где предстали родственниками).

Ну а саму Дашу, которая сводит мужчин с ума, сыграла Любовь Полищук, и тут тоже сложно не поверить, что такая женщина может стать объектом раздора.

В роли Алёны, красавицы, которая прихватила Якова в театр, — Ольга Матешко, жена режиссёра Александра Итыгилова, которую он снимал во всех своих лентах.

Мелькнул в эпизоде без слов и брат Ольги Анатолий Матешко, тогда уже довольно известный актёр. Великолепно вписался в роль любимого мужчины Алёны драматурга Уильяма Подорванского (в миру Степана Кузьмича) Олег Табаков.

В небольших ролях Татьяна Кравченко, Ирина Мурзаева (это последняя кинороль актрисы, уже готовившейся к 80-летию), Маргарита Криницына, Вячеслав Невинный, Борислав Брондуков, Александр Январёв.

Любопытный факт: в фильме есть три актрисы, которые попали на эту съёмочную площадку «по-родственному».

Пассажирку на вокзале, которой Яков порвал колготки, сыграла Екатерина Воронина, жена Сергея Никоненко, в роли актрисы театра, куда пришёл Яков с Алёной, — Екатерина Брондукова, жена Борислава Брондукова. Ну а дочь героев Брондукова и Татьяны Кравченко изобразила 11-летняя Мария Мережко, дочь сценариста.

Лирическая картина с лёгким комедийным оттенком вышла осенью 1984 года. Фильм встретили тепло, как и почти все истории, рассказанные Виктором Мережко.

Возможно, в сравнении с другими фильмами по его сценариям этот не стал таким же популярным, но всё же «Если можешь, прости…» получился симпатичным и атмосферным (хоть и шероховатости в нём найти, конечно, тоже можно). И отдельный бонус — прекрасная музыка Евгения Доги, украсившая сюжет.

Оцените статью
Мелодрама, где любимую жену делили два мужчины
Самый правдивый фильм про разруху конца 80-х — «Одиссея. Год 1989»