Мелодрама, где хмурый женатик бросил жену ради замужней любовницы

Мало того, мужчина поселил эту женщину с её маленьким сыном в доме своих родителей, выдав за невесту младшего брата.

Вот такой нетривиальный сюжет, весьма нетипичный для советского кино, имеет лента с безобидным названием,

которое никак не намекает на романтические интриги и семейные драмы — «Букет мимозы и другие цветы» (1985).

Замысловатых жизненные повороты не предвещает и завязка, которую зритель наблюдает в первых кадрах. В начале ленты появляется женщина, ответственная сотрудница отдела снабжения завода Екатерина Терентьевна, которая намерена уйти на пенсию.

И кажется, что именно переживания новоявленной пенсионерки и её переход в новый статус будут основой фильма.

Однако довольно быстро становится ясно, что немалая роль в сюжете отводится и её сыновьям старшему Диме, у которого есть жена и дочь, но отношения в семье давно разладились, и младшему Андрею, который всё никак не женится.

Екатерине приходится лавировать между собственными чувствами, чувствами жены Димы, его новой возлюбленной Марьяны, желаниями Андрея и заодно участвовать в воспитании внучки Ирины (дочери Димы и Алёны) и маленького Никиты, сына Марьяны.

Из-за обилия персонажей, причём главным образом женских, иной раз начинается путаница: жена, любовница, три мамы героинь, да ещё и девушка, которую прочат в невесты Андрею.

Мужчинам тут отведена роль второстепенная, и такого можно было бы ожидать от режиссёра-женщины, но режиссёр хитросплетённой мелодрамы — мужчина, дебютант Михаил Никитин. А вот сценарий написала дама — сценарист Наталья Рязанцева.

Наталья Рязанцева была к середине восьмидесятых востребованным сценаристом и педагогом. Дважды по её сценариям снимал супруг — режиссёр Илья Авербах (это мелодрамы «Чужие письма» (1972) и «Голос» (1982)).

Сценарии Рязанцевой отличались, с одной стороны, некоторой резкостью, прямотой, с другой — психологичностью, желанием проникнуть вглубь человека.

В сценарии «Букет мимозы и другие цветы» Наталья Рязанцева сделала главной героиней женщину, которая после выхода на пенсию понимает, что годы прошли, но потрачены они не на что-то высокое, а на доставание дефицита, выбивание нужных заводу товаров, выколачивание квартир и машин.

А теперь оказывается, что детям она особо не нужна, с внуками одна маята, муж не слишком её понимает. При этом Екатерина Терентьевна неглупа и образована, цитирует Сенеку и Цицерона, склонна к глубокой рефлексии, а ещё

она невероятно женственна и обаятельна, способна шальной улыбкой и зазывным взглядом растопить сердце даже самого стойкого чинуши.

Пометавшись в статусе пенсионерки, она возвращается на завод, теперь уже как организатор всевозможных мероприятий: катаний на пароходе, кооперативного строительства. подшефных концертов и пр.

Для режиссёра Михаила Никитина (к слову, сына замечательного актёра, представителя старой школы Фёдора Никитина) «Букет мимозы и другие цветы» стал первой самостоятельной работой, хотя в его активе уже были короткометражки.

И режиссёр увидел историю немного иначе, чем сценарист. Михаил Никитин убрал из сценария несколько важных эпизодов и утвердил на роль Екатерины Терентьевны Лидию Федосееву-Шукшину, актрису, бесспорно, яркую и одарённую, но вряд ли вписывающуюся в образ соблазнительной кокетки.

У Михаила Никитина и Лидии Федосеевой-Шукшиной

героиня получилась скорее терпеливой, доброжелательной покладистой и выдержанной, нежели броской обворожительницей.

Нельзя сказать, что такая трактовка лучше или хуже, она просто иная. Хотя, впрочем, историю это не портит.

Роль супруга Екатерины получил Андрей Петров, сына Диму сыграл Андрей Сергеев, сына Андрея — Сергей Бехтерев. В роли брошенной жены Димы — Лариса Луппиан,

в роли потенциальной невесты Андрея Светлана Смирнова (неожиданно брюнетка с короткой стрижкой).

Ну а Марьяну, любовницу Димы, которую тот сначала месяц прятал в мотеле, а потом привёл в родительский дом под видом невесты брата сыграла Майя Лагута.

Для Майи эта роль стала единственной более-менее заметной, позже она специальность сменила, а в новом веке получила известность как молдавская правозащитница.

В маленьких ролях Елизавета Никищихина, Виктор Ильичёв, Борис Иванов. Кстати, присмотритесь к малышу Никите, сынишке Марьяны. Это выходец из кинематографической семьи и носитель громкой фамилии — четырёхлетний Серёжа Боярский, сын Ларисы Луппиан и Михаила Боярского.

Фильм «Букет мимозы и другие цветы» вышел в начале 1985 года. Несмотря на перенасыщенность персонажами и событиями, он получился добротным и глубокомысленным. Любопытно, что

взрослые женщины (сама Екатерина, мать её невестки Алёны и бывшая свекровь Марьяны) выступают тут куда более приятными и симпатичными женщинами, чем молодые героини и сыновья Екатерины.

хотя чаще случается, что возрастные персонажи представляются ворчиливыми, закостеневшими, стеной стоящими на дороге молодых и порой раздражающими. Пожалуй, к минусам картины можно отности её краткость — она длится чуь больше часа.

Наверное, если бы на столь запутанный сюжет выделили побольше времени, история стала бы более понятной и, возможно, более логичной.

Оцените статью
Мелодрама, где хмурый женатик бросил жену ради замужней любовницы
Сатирический трагифарс, ставший нуарным детективом (и очень неплохим)