Мелодрама, где юный писатель возомнил себя гением, а потом сжёг свой роман

Лента «Только вдвоем», вышедшая в самом конце 1977 года,

стала дебютом и фактически бенефисом для молодого актёра Сергея Колесникова, увы, недавно ушедшего из жизни. Именно его, студента Школы-студии МХАТ, выбрал начинающий режиссёр Георгий Кузнецов,

снимавший всего лишь вторую картину. Но, несмотря на то, что в основе фильма лежала популярная повесть писателя Анатолия Тоболяка, которой зачитывалась молодёжь семидесятых, успеха он не снискал, а сегодня о нём и вовсе почти не помнят.

Повесть «История одной любви» — это первое произведение Анатолия Тоболяка, тогда жившего в Южно-Сахалинске и отчасти описавшего в повести местную жизнь.

В отличие от героя повести Сергея Кротова Анатолий Тоболяк был более удачлив: повесть «История одной любви» приняли к печати и в начале 1975 года она вышла в журнале «Юность».

В центре сюжета была молодая пара, ребята-москвичи, только-только окончившие школу. Катю и Сергея буквально пронзила любовь, они поженились и умчались в Сибирь от обыденности и банальности, попросту ткнув пальцем в карту.

Теперь им нужно жить и обживаться на новом. Осложняет жизнь пары вздорность и своенравность Сергея, его юношеский максимализм и неспособность (и даже нежелание) разбираться в людях и ситуациях и Катина беременность. А ещё у Сергея есть мечта — стать писателем и создать роман.

И он даже написал его, этот роман о большом чувстве, о себе и Кате. Но вместо громких и пышных побед Сергея ждут провалы: с работы он увольняется, потому что не может сработаться со взрослыми коллегами, а роман к печати не принимают.

Парень готов признать себя неудачником и даже говорит о возвращении в Москву, но уверенность в себе ему возвращает любящая Катя.

Георгий Кузнецов уже с первых работо в кино стал выбирать в качестве героев молодых людей, делающих в жизни первые шаги.

Сергей Кротов из «Истории одной любви» привлёк его напористостью, дерзостью, бескомпромиссностью. И уже в вскоре по его просьбе Анатолий Тоболяк написал сценарий по собственной книге, а фильм получил название «Только вдвоём».

Главные роли получили Сергей Колесников и Татьяна Васильева (в будущем — Ташкова). Татьяна тоже была студенткой, но училась в Щукинском училище. И для неё мелодрама «Только вдвоём» тоже стала дебютной.

И Сергею Колесникову, и Татьяне Васильевой пришлось по полной погрузиться в настоящую непростую работу, ведь съёмочная группа отправилась в Сибирь, где условия были не самыми лёгкими.

Редактора местного радио, куда Сергей устраивается корреспондентом, а Катя фонотекарем, сыграл Леонид Дьячков, его коллег, сотрудников редакции, — Татьяна Конюхова и Алексей Чернов (позже его озвучил Игорь Ефимов), в небольшой роли матери Кати появилась Марианна Стриженова.

В ролях оленеводов, с которыми Сергей общался в командировке, предстали артисты из Бурятии: Мария СтепановаБуда Вампилов, один из знаменитейших бурятских актёров, и Геннадий Данзанов, в кино дебютировавший ешё в фильме «Начальник Чукотки» (1966).

 Медсестру Тоню, в тайном романе с которой пытались обвинить Сергея особо бдительные сотрудники редакции, сыграла Валентина Кириллина, непрофессиональная актриса.

В дальнейшем Валентина от актёрства отказалась и занялась общественной работа, а сейчас она — заметный политический деятель в Якутии.

Снимали фильм за Полярным кругом. Кинематографисты не просто увидели будни сибиряков со стороны, но и сами несколько месяцев прожили в небольшом посёлке, полноценно познакомившись с бытом его обитателей.

В ленту попали и кадры природы, съёмки с оленями, завораживающе кружащими по тундре и огромным полям, а украсила картину музыка Евгения Крылатова (и это отдельный запоминающийся момент).

К сожалению, фильм, поднимающий тему становления молодых людей, всегда актуальную, интереса не вызвал. Мало того,

даже та самая молодёжь, которая запоем читала повесть Анатолия Тоболяка, встретила фильм с равнодушием и холодностью.

Одной из причин такого приёма критики сочли то, что режиссёр сосредоточился на характере главного героя, тогда как в повести в центре были чувства Сергея и Кати, та крепкая нить, которая связала совсем, казалось бы, юных, но таких твёрдых в своих убеждениях вчерашних школьников.

В кино Сергея малосимпатичен, он резок до хамоватости, практически открыто грубит коллегам и не признаёт авторитетов (и вообще складывается ощущение, что ему незнакома элементарная вежливость). Катя стала почти второстепенным персонажем, а чувства между ними ушли даже не на второй, а на третий план.

Возможно, в таком режиссёрском прочтении сюжета и кроется неудача ленты.

Фильм, однако, посмотреть стоит. Например, ради совсем молодого Сергея Колесникова или ради Татьяны Конюховой, которую кинематограф семидесятых яркими образами не баловал.

Оцените статью
Мелодрама, где юный писатель возомнил себя гением, а потом сжёг свой роман
«Повесть о молодых супругах» Евгения Шварца. Без «обыкновенного чуда»