Мелодрама о стюардессе, пожертвовавшей всем ради любимого

А вот был ли он любящим — это большой вопрос. Даже сама героиня не была в этом уверена, но мечтала, что рано или поздно он полюбит её по-настоящему, безусловно и навсегда.

Короткую, меньше 40 минут, лиричную историю «Стюардесса» создали в 1967 молодые, но уже замеченные зрителями и критиками кинематографисты, которые сегодня можно смело называть мэтрами — Владимир Краснопольский и Валерий Усков, собрав на съёмочной площадке замечательный (а с высоты сегодняшнего дня — выдающийся) актёрский ансамбль. Кстати, снимали «Стюардессу» специально для телевидения, в кино она не шла.

Сценарий для небольшой картины написали тоже люди известные Юрий Нагибин и Белла Ахмадулина. Их имена тогда гремели громко, а ещё в середине шестидесятых они были супругами. Впрочем, когда создавался сценарий, брак Нагибина и Ахмадулиной уже начинал разваливаться, и, возможно, именно поэтому

в фильме есть оттенок безысходности, лёгкой обречённости, несбыточности, мечты о чём-то эфемерном.

Главная героиня ленты, как очевидно из названия, — стюардесса Ольга Ивановна. Она летает на северных маршрутах, но

в авиацию попала не из любви к небу, а из любви к мужчине: её возлюбленный геолог, ищет нефть на севере, и, чтобы быть ближе к нему, Ольга оставила спокойную московскую жизнь, где она была научным сотрудником в книгохранилище.

Теперь ей приходится общаться не с безмолвными старыми изданиями, а с пассажирами, которые бывают очень разными: не только спокойными и приятными, но болтливыми, скандальными, приставучими, даже пьяными. А ещё Ольга совершенно не переносит болтанку, в такие моменты ей становится хуже, чем многим пассажирами, но ради редких минутных встреч с любимым на заснеженных аэродромах она готова терпеть и это.

Тут стоит отметить, что в некоторой степени благодаря Юрию Нагибину приобрёл первую славу режиссёрский тандем Владимира Краснопольского и Валерия Ускова — по его сценарию они создали свой первый художественный фильм «Самый медленный поезд» (1963), который и принёс им известность.

Роль Ольги Ивановны получила Алла Демидова. Тогда она ещё не сыграла знаковых для себя ролей, но уже запомнилась аудитории. А ещё чуть раньше вышел фильм «Дневные звёзды» (1966), где актриса сыграла знаменитую ленинградскую поэтессу Ольгу Берггольц. Снимал «Дневные звёзды» режиссёр Игорь Таланкин, и для обоих эта встреча оказалась судьбоносной: Алла Демидова стала любимой актрисой режиссёра и с того момента появлялась в каждом его фильме. Кстати, с нагибинской прозой Алле Демидовой тоже в будущем ещё предстоит столкнуться — почти через 20 лет Игорь Таланкин выпустит драму «Время отдыха с субботы до понедельника» (1984) по его рассказу, и не пропустите этот фильм, если он вам попадётся. Это ещё одна история о безысходности в любви, жёсткая, но безупречно рассказанная.

Одного из пассажиров самолёта, совершающего очередной рейс, сыграл Георгий Жжёнов. Его герой — сценарист, спокойный, уверенный, сдержанный человек, увлечённый профессией, а потому, наверное, и людьми. Его заинтересовала Ольга Ивановна, но скорей как человек с необычной судьбой.

А вот как эффектная молодая женщина Ольга заинтересовала другого пассажира, который сходу предложил ей перебраться на более современные самолёты, летающие по перспективным маршрутам, бравируя должностью и связями. В этой роли — Аркадий Толбузин.

В других ролях в короткометражке (!) «Стюардесса» можно увидеть: Владимира Этуша в роли пассажира-кавказца, Евгения Евстигнеева в образе пьяного полуспящего пассажира, который посреди полёта очнулся и решил поискать выход (актёр, кстати, за весь фильм не произнёс и трёх реплик, но создал типаж, в которым сталкивался каждый),

Валентину Владимирову в роли скандальной пассажирки,

Ивана Рыжова, Николая Кутузова, Виктора Филиппова. В эпизоде в роли пилота — Александр Январёв, ну а возлюбленного Ольги, того самого геолога, имя которого даже не называется в кадре, сыграл Станислав Бородокин исполнитель одной из главных ролей в предыдущем фильме Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Таёжный десант» (1966).

Телепремьера «Стюардессы» состоялась осенью 1967 года. Несмотря на блистательный состав, лента большого впечатления не произвела. Возможно, часть аудитории отпугнул короткий формат, однако фильм сам по себе хорош. Скорее напротив, короткий метр тут кстати, потому что история не затянута, нет излишних подробностей, сюжет не провисает. Отмечу, пожалуй, занятный факт. Когда Ольга раздаёт в салоне самолёта пассажирам газеты и книги, один пассажир интересуется, нет ли у неё романа «Щит и меч», и говорит, что книга очень толстая, но такая увлекательная, что он прочитал её за одну ночь. По любопытному совпадению уже в следующем году Владимир Басов пригласит Аллу Демидову на съёмки многосерийного телефильма «Щит и меч» (1968) и даст ей роль, ставшую одной из её знаковых, — фашистки Ангелики Бюхер.

Финал «Стюардессы» можно трактовать по-разному, и это зависит от того, оптимист вы или пессимист. Ольга, завершая беседу с пассажиром-сценаристом, с грустью отмечает, что

ведь это она летает к возлюбленному. Он ещё два года будет искать нефть, а она всё так же будет летать к нему. И рано или поздно он её научится любить по-настоящему. И вот тогда она «совершит посадку».

Как думаете, скоро дойдёт дело до посадки? Дойдёт ли вообще?

Оцените статью
Мелодрама о стюардессе, пожертвовавшей всем ради любимого
Самый обычный гений Николай Гриценко — экранный барон, гусар, шпион, погибший в психбольнице из-за чужой еды