- Она могла стать легендой, но…
- Театральное детство под крылом отца
- Потеря и решение, которое изменило всё
- Скандал в студии: почему Елену хотели отчислить?
- Вахтанговский театр и кино
- Потерянные роли Елены Добронравовой
- Когда одна шутка решает всё- месть первого режиссера
- Вероника, которую так и не сыграла
- Дездемона, которой не суждено было стать
- Когда режиссёр и актриса не сошлись во взглядах
- Когда отказ дорого стоит — месть второго режиссера
- Она могла стать звездой первой величины
- Последние годы: тишина и редкие улыбки
Она могла стать легендой, но…
Зрители аплодировали стоя, режиссёры наперебой звали в свои фильмы, а критики восторгались её талантом. Казалось, вот она – звезда, чья карьера будет только набирать высоту.
Но вдруг что-то пошло не так.
Закрытые двери киностудий, потерянные роли, слухи, от которых не отделаться…
Как получилось, что Елена Добронравова — звезда фильма «Золотой эшелон», одна из самых талантливых актрис своего времени, исчезла из большого кино?
Театральное детство под крылом отца
Родиться в семье Бориса Добронравова, звезды МХАТа, — уже знак судьбы. Отец был человеком строгим, закрытым, мало говорил о чувствах. Но стоило ему взглянуть на Елену, и в нём будто просыпался другой человек. Он звал её «оленёнком» — с такой нежностью, что даже самые близкие диву давались: как этот серьёзный мужчина может так таять?
Самые счастливые моменты детства — когда отец вручал билет в Художественный театр. Первый ряд, партер. Елена сидела, затаив дыхание, впитывала каждое его движение, слушала каждую интонацию. Казалось, что сцена вот-вот протянет к ней руки и заберёт в свой волшебный мир.
Родители надеялись, что дочь выберет что-то поспокойнее. Но разве можно удержать того, кто уже влюблён в театр?
Потеря и решение, которое изменило всё
Когда отца не стало, Елена училась в десятом классе. Удар был страшный, но театр стал для неё спасением. Она не просто решила стать актрисой — всё внутри говорило, что это её дорога.
После школы поступила в Школу-студию МХАТ. Казалось, вот оно, её место. Но через два года всё пошло не по плану.
Скандал в студии: почему Елену хотели отчислить?
Официальная версия — сложный характер. Говорят, спорила с преподавателями, задавала неудобные вопросы, не стеснялась в выражениях.
Но была и другая версия: мастер курса Георгий Герасимов терпеть не мог её отца и теперь переносил это на дочь.
Так или иначе, её хотели выгнать.
И тут на сцену вышла Елизавета Алексеева — актриса Театра Вахтангова и сестра Бориса Добронравова. Она просто заявила Герасимову:
«Если вы её отчислите, я пойду к Сталину».
После такого никто не рискнул её тронуть.
Но Елена уже не видела смысла оставаться там, где её не ждали. Она ушла сама и перевелась в Щукинское училище, к тёте.
Вахтанговский театр и кино
После выпуска её приняли в Театр имени Вахтангова. Здесь всё сложилось иначе: Рубен Симонов, худрук театра, разглядел в ней талант. Роли, сцена, успех — всё пошло как надо.
А потом случилось кино.
Она вышла на съёмочную площадку так, будто всегда была частью этого мира. Камера её любила, зрители — тоже.
И вот так, шаг за шагом, из маленького «оленёнка» она превратилась в большую актрису.
Потерянные роли Елены Добронравовой
Когда одна шутка решает всё- месть первого режиссера
После премьеры «Большой семьи» молодая актриса была на седьмом небе от счастья. Но одно неосторожное замечание перечеркнуло для нее возможность работать на «Мосфильме».
На банкете Елена Добронравова в шутку сравнила успех фильма с другой картиной режиссера Ивана Пырьева. Мэтр советского кино воспринял это как вызов и быстро расставил точки над «i» – актрису больше не приглашали на киностудию.
Вернуться туда она смогла только спустя годы, когда Пырьева уже не было.
Вероника, которую так и не сыграла
В фильме «Летят журавли» она уже снялась в нескольких сценах, но потом режиссёр Михаил Калатозов решил, что актриса выглядит слишком солидно для роли.
Роль Вероники передали Татьяне Самойловой, а все отснятые кадры с Добронравовой были уничтожены.
Саму актрису это сильно задело, но о Самойловой она никогда не говорила плохо:
— Режиссёр просто увидел Веронику в ней, а не во мне. Значит, так и должно было быть.
Дездемона, которой не суждено было стать
Режиссёр Константин Юдин видел Добронравову в роли Дездемоны в своем «Отелло». Она была в числе главных претенденток.
Но в дело вмешались сплетни. Анонимное письмо, полное слухов о её личной жизни, поставило крест на шансах актрисы. Юдин разбираться не стал – просто выбрал Ирину Скобцеву.
Добронравова знала, что её оклеветали, но оправдываться не стала.
Когда режиссёр и актриса не сошлись во взглядах
В фильме «Офицеры» она уже работала на площадке, но в какой-то момент стало ясно: у неё и режиссёра Владимира Рогового совершенно разное понимание персонажа.
Роговой настаивал, что Люба Трофимова – идеальная жена. Добронравова считала, что её героиня лучше.
— Она живая, а не картонная! – говорила актриса.
Режиссёр был категоричен. В итоге роль ушла Алине Покровской, а все сцены с Добронравовой пересняли.
Когда отказ дорого стоит — месть второго режиссера
Роль Сони в фильме «За витриной универмага» сначала была за ней.
Но на съёмочной площадке актриса столкнулась с неприятной ситуацией – режиссёр проявил к ней непрофессиональный интерес. Добронравова не просто отказала, но и выразила своё возмущение слишком эмоционально.
В результате она ушла со съёмок, а роль отдали другой актрисе.
Она могла стать звездой первой величины
Вероника в «Летят журавли».
Дездемона в «Отелло».
Люба Трофимова в «Офицерах».
Соня в «За витриной универмага».
Но неосторожные слова, интриги, чужие решения и собственный характер сделали её карьеру совсем другой.
Последние годы: тишина и редкие улыбки
Со временем она почти перестала выходить из дома. Театр, которому она отдала свою жизнь, не забыл её – за заслуги перед сценой ей продолжали выплачивать зарплату.
Она вела очень закрытый образ жизни, редко кого-то принимала у себя. Единственный человек, кто мог её развеселить – Людмила Гурченко.
Они были совсем разными: Гурченко – огонь, Добронравова – спокойная, сдержанная. Но обе с искромётным юмором и острым языком. Их встречи были настоящим спектаклем – они вспоминали молодость, подшучивали друг над другом, а иногда просто смеялись над самими собой.
— Людка, молчи! Ну тебя! – иногда восклицала Добронравова, слушая очередную байку Гурченко.
В какой-то момент эти встречи стали её единственной радостью.
В 1999 году Елены Борисовны не стало.
Но её помнят. Как актрису с тонким талантом, человека с редкой честностью и женщину, в глазах которой всегда была светлая печаль.