«Место встречи изменить нельзя»: ах, какие женщины и в эпизодах

В прошлой статье я писала о киногероинях в легендарном фильме С. Говорухина.

Но рассказала не обо всех.

Хочу теперь вспомнить некоторые эпизодические женские образы в фильме. Они ведь тоже заслуживают внимания.

Гражданская жена Ивана Сергеевича Груздева, Галина Желтовская.

(Юнона Карева)

По фильму Галина Желтовская – гражданская жена подозреваемого в убийстве Ларисы, Ивана Сергеевича Груздева, (его прекрасно сыграл Сергей Юрский). И ее сыграла бывшая супруга самого Станислава Говорухина, ведущая артистка Казанского драматического театра, Юнона Карева

Позже актриса признавалась, что очень волновалась перед камерой. Ведь она практически не имела кинематографического опыта. Очень помог ей справиться с волнением Владимир Семенович Высоцкий, который именно в сценах с Желтовской заменял Говорухина в качестве режиссера.

Эпизоды, в которых появляется Желтовская, совсем небольшие. Как мы помним, эту женщину привозят в МУР для проведения процедуры опознания только что пойманного Фокса. А потом она приходит в кабинет Жеглова, чтобы узнать о дальнейшей судьбе своего гражданского мужа и присутствует при его освобождении.

И со своей ролью Юнона Карева справилась блестяще. Один ее типаж красивой благородной дамы в шляпке создает в воображении зрителя целый образ, целую историю. Например, о том, как встретились и полюбили друг друга двое немолодых интеллигентных людей, насколько они совпали характерами, воспитанием, взглядами на жизнь. И, вообще, насколько больше эта представительная дама подходит Груздеву, чем его бывшая, легкомысленная, неразборчивая в знакомствах жена.

Люба, спутница капитана Жеглова. (Людмила Герасименко)

Одна из самых загадочных героинь фильма – миловидная спутница капитана Жеглова, с которой он под ручку спускается по лестнице в одном из эпизодов, посвященном празднику работников милиции во Дворце культуры.

Женщину в темном вечернем платье зовут Люба. Принято о ней говорить, как о любимой девушке Глеба Жеглова. Однако больше в фильме она не появляется. Да и в романе братьев Вайнеров, на основе которого был снят сериал, нет упоминаний о наличии дамы сердца у отважного капитана-муровца.

Так откуда же взялась эта дама в кадрах «Места встречи…»?

Станислав Говорухин так говорит об этом:

«Идея снабдить Жеглова подругой появилась прямо во время съемок. Рассуждали так: ну не евнух же он, нормальный молодой еще мужик! Вот и решил я включить в фильм такой эпизод на милицейском празднике. Это намек на то, что, по крайней мере, какая-то одна женщина в жизни Глеба была…».

Некоторые, анализируя сюжет фильма, утверждают, что отношения Жеглова с Любой могли быть только платонические. Иначе он бы жил под крылышком любимой женщины в более менее комфортных условиях, а не в общежитии, как он сам рассказывает Шарапову. Впрочем, это, конечно, домыслы.

А известно доподлинно, что роль симпатичной Любы исполнила Людмила Герасименко — актриса и ассистент режиссера на Одесской киностудии. В ее фильмографии, помимо сериала «Место встречи изменить нельзя», есть участие и еще в трех кинокартинах: в эпизодах фильмов «Вторжение» (1980) и «Репортаж» (1995).

Девушка в ресторане (Лариса Гузеева)

Снялась в знаменитом фильме и будущая звезда «Жестокого романса» Лариса Гузеева.

Она сыграла совсем крошечную роль без слов – девушки в ресторане.

Гузеевой тогда было 19 лет. Она была студенткой Ленинградского театрального института. В фильме «Место встречи изменить нельзя» она появилась на экране впервые.

И напросилась на эпизодическую роль Гузеева сама. И все из-за того же Высоцкого, по которому тоже, как и многие тогда, сходила с ума.

Как рассказывает сама актриса, однажды осенью 1978 года от знакомых случайно она узнала, что в московском ресторане «Центральный» (в фильме он фигурировал под названием «Астория») в ближайшие пару ночей будут снимать эпизоды для новой картины Станислава Говорухина, и в них будет участвовать сам Высоцкий.

Лариса Гузеева прошла кастинг и оказалась среди массовки, отобранной для съемок. Яркая фактура молодой актрисы привлекла внимание помощника режиссера. В результате Гузееву выделили из массы других «посетителей ресторана» и доверили ей «маленькое, но ответственное поручение». Гримеры сделали девушке прическу, соответствующую моде середины 40-х, нарядили в подходящее к тем временам для похода в ресторан платье. И Гузеева стала спутницей одного из подчиненных капитана Жеглова, молоденького Коли Тараскина, (эту роль исполнил актер Андрей Градов). В фильм вошли кадры, где Лариса и Андрей танцуют фокстрот в зале ресторана возле самого оркестра. Причем сняты они крупным планом — так распорядился сам Говорухин, которому понравилась эта красивая пара.

А с Высоцким Гузеева все-таки тогда познакомилась. Правда, очень мимолетно. Один из ассистентов режиссера представил ее Владимиру Семеновичу вместе с другими участниками массовки.

В память об этом эпизоде своей кинобиографии Гузеева сохранила талончик на получение причитающейся ей суммы (обычной массовке платили по 3 рубля), так и не обменяв эту бумажку на деньги.

Официантка- в ресторане Наталия Петрова

«Официантка с тележкой» Марианна – тоже мимолетная героиня. Но она, наверняка, запомнилась многим зрителям. Потому что сцена, в которой она задействована, очень драматична.

Как вы помните, сначала у Марианны случился неудачный разговор с посетителем, Шараповым, которого не удалось уговорить на покупку угощений. Вслед за тем заподозривший в «Астории» засаду Фокс силой тянет поздоровавшуюся с ним официантку танцевать и, сделав несколько па, подхватывает ее, вышибает, как тараном, телом несчастной женщины окно и выпрыгивает на улицу. Жестокая деталь, которая красноречиво характеризует Фокса, этого дамского угодника, а на деле – распоследнего негодяя.

Конечно, в реальных условиях на съемочной площадке здоровьем исполнительницы роли Марианны никто не собирался рисковать. Вместо нее выпадал из окна переодетый в женское платье каскадер.

Роль пострадавшей от рук жестокого бандита официантки сыграла Наталия Петрова. К моменту съемок к «Месте…» она была уже известна всей стране как главная героиня киносказки «Руслан и Людмила».

К слову, Наталия Петрова не была профессиональной актрисой. Но зато она была любимой женщиной приятеля Высоцкого, богатого иранца, учившегося в СССР, Бабека Серуша. И именно Высоцкий порекомендовал Говорухину взять Наталью Петрову сниматься в фильме «Место встречи изменить нельзя».

А что вы думаете об этом, дорогие читатели?

Оцените статью
«Место встречи изменить нельзя»: ах, какие женщины и в эпизодах
Коммерция в СССР: Почему продавцы, торговавшие в ларьке, были вежливее, чем в магазине