Вы, конечно же, помните этот фильм, снятый нашим знаменитым киносказочником Леонидом Нечаевым в 1975 году. И помните, как он начинается. да чего же там не помнить? Старый шарманщик Карло забрал у своего друга Джузеппе-Сизый нос хулиганистое полено и выстругал из него куклу, чтобы ходить по дворам и зарабатывать себе на жизнь. Собственно говоря, ничего нового в этом сюжете нет — творение бунтует против творца и сбегает от него. Сюжет, известный еще со времен Древней Греции.
Но в нашем фильме этот момент — сотворение папой Карло деревянной куклы — очень интересно оформлен. Наши кинематографисты умели придавать сакральность самым простым вещам и делать их многослойными, многозначными. Месяц назад в свое статье «Шел по городу волшебник»: книга VS фильм я рассказала об отсылках к Евангелию в этом фильме. Так вот, в детском фильме «Приключения Буратино» начало картины есть прямая отсылка к Библии, к акту сотворения человека.
С чего все начинается? Карло приносит полено в пустую темную каморку. Пустота и тьма — то, с чего началось сотворение земли:
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною
Он работает ночью, в темноте. В это время как по улицам проходят фонарщики, поющие песню, слова которой фактически повторяют библейские слова:
Шагаем вслед, вслед, вслед,
Туда, где тень, тень, тень,
Да будет свет, свет, свет,
Как будто день, день, день:
И сказал Бог: да будет свет (Бытие 1:3)
Кстати говоря, в музыке звучат колокола.
Карло выстругивает куклу из полена и сопровождает процесс сотворения песней, в которой есть такие слова:
Я вложу в него надежду и одежду дам.
И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их (Бытие 3:20)
В этой же песне Карло говорит, что кукла создается на радость людям, то есть, ее задача — нести свет радости людям и другим куклам, это миссия Буратино.
Первый человек — Адам — был сотворен из праха земного, то есть, из пыли. Буратино был создан тоже из природного материала — из полена. Кукла оживает:
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Бытие 2:7)
Что случилось потом, мы знаем. Буратино вместо школы свернул в театр, где познакомился с другими куклами. А в помните, как они его встречают? «Это же Буратино!» Вас никогда не смущало то, что Буратино был создан всего несколько часов назад, но куклы почему-то знают, как его зовут, да еще и встречают с такой радостью? Меня — да. Выходит, куклы знали о нем и ждали, когда он придет? Буратино — мессия для кукол, который избавит их от власти ужасного Карабаса Барабаса? А потайная дверца в каморке папы Карло — вход в Рай, где все будут счастливы?
В книге эти мотивы не так явно прописаны, например, в книге нет песни фонарщиков. На мой взгляд, в фильме все это является отсылкой к Библии. Нечаев подчеркнул мистичность и сакральность происхождения Буратино.