Миф ли про то, как приняли «Фантомаса» в СССР

Много где написано про особенности принятия советскими зрителями французской детективной комедии «Фантомас». В 1967 году фильмы «Фантомас» и «Фантомас разбушевался» были отправлены в прокат в СССР.

И пусть эти фильмы в СССР демонстрировались с «купюрами», но советский зритель взглянул на этот «западный мир» со всеми его особенностями.

Сам по себе фильм «Фантомас» является комедийной пародией на книги про коварного и умного злодея Фантомаса.

Естественно, рядовой советский зритель и знать не знал про существование Фантомаса в литературе. Для советского зрителя это был настоящий фантастический детектив, где в центре находится злодей «без определенного лица», который пользуется всеми достижениями инженерной мысли.

А еще зритель увидел роскошную жизнь, в которой есть очаровательные женщины, дорогие автомобили и красивые виды природы.

Но вот был нюанс — эту комедию восприняли совершенно серьезно. Для всех это был отличный французский детектив с элементами фантастики. Говорят, якобы на афишах даже не было указано, что это комедия.

На волне популярности фильмов о Фантомасе в СССР началась волна правонарушений со стороны подростков, где в качестве «изюминки» оставлялась записка со словом «Фантомас».

Мне показалось странным, неужели этот фильм действительно был принят как «нечто серьезное»?

Я спросил у поколения, которое смотрело этот фильм в кинотеатрах примерно в те времена.

— Да, принимали серьезно. Казалось, что это настолько невероятно, что дух захватывало.

Решил я в очередной раз пересмотреть фильмы про Фантомаса.

Уже в первом фильме 1964 года персонаж «комиссар Жюв» полностью повторяет комедийного персонажа «жандарма Крюшо». Фильм «Жандарм из Сен-Тропе» был снят чуть раньше, он сразу же был успешен в прокате, а Луи де Фюнес практически сыграл всё того же блюстителя правопорядка, но только с куда большей властью.

Естественно, комиссар Жюв берет на себя весь юмор фильма. Всё остальное — пародия на литературные произведения, а комиссар — он настолько комичен, что сложно воспринимать этот фильм как «что-то серьезное».

Не может быть в серьезном кино такого вот персонажа, которые вставляет в уши вату и ничего не слышит. Или еще так усердно корчит гримасы, когда вдруг люди опознают в нем Фантомаса.

Каждое появление Луи де Фюнеса — это очередной повод засмеяться. Это ведь комедия.

Когда я в детстве впервые посмотрел фильмы про Фантомаса, то я уже уже знал, что Луи де Фюнес снимается только в комедиях, а потому воспринимать фильмы про Фантомаса уже было нельзя каким-то другим способом.

По факту, я ждал появления на экране комиссара Жюва, так как этот персонаж привносил в серьезность комедийную разрядку. Это как дед Щукарь в «Поднятой целине». Читаю про Щукаря — смеюсь.

Неужели в свое время в СССР эту комедию действительно можно было принять всерьез? И ведь не сказать, что какие-то там невероятные спецэффекты. Даже спуск автомобиля с отказавшими тормозами это тоже своего рода гротеск, когда машину разворачивает в другую сторон, а и она начинает катиться задом наперед.

При этом Фандор всё время нажимает на газ даже тогда, когда машина останавливается.

А может это миф? Комедию про Фантомаса действительно приняли как комедию, но с элементами детектива?

Оцените статью
Миф ли про то, как приняли «Фантомаса» в СССР
Выпускницы — раньше и сейчас. Что же пошло не так?