В этом маленьком, но невероятно обаятельном и очень чеховском фильме главные герои не произносят ни слова, по замыслу режиссёров юношу и девушку озвучивает рассказчик за кадром. А потому,
актёрам пришлось привлечь весь свой талант, чтобы выражением глаз, мимикой лица, жестами, движениями показать всё, что испытывали их персонажи, юные, беззаботные, романтичные, чувствующие только настоящее и не думающие о будущем.
Основа короткометражки «Шуточка» — одноимённый рассказ Антона Павловича Чехова, одного из самых любимых писателей советских кинематографистов. Чехов написал «Шуточку» в 1886 году, а спустя 80 лет её перенесли на экран режиссёры Андрей Смирнов и Борис Яшин. Молодые кинематографисты познакомились ещё во времена учёбы во ВГИКе и сдружились. Сняв вместе дипломную короткометражку, они продолжили работать в тандеме, в 1964 году дебютировав в большом кино с военной драмой «Пядь земли».
Чеховская «Шуточка» стала их четвёртой совместной лентой, но и последней: после этого картины Андрей Смирнов и Борис Яшин стали самостоятельным режиссёрами.
Главных героев в фильме двое: молодой человек, от имени которого ведётся повествование, и его знакомая Наденька. Во время зимней прогулки юноша предлагает Наденьке скатиться на санках по крутой горке и на спуске шепчет ей слова любви. Слова чуть слышны, из заглушает ветер, и Наденька не понимае, реальны они или же она сама себе их придумала. Свою нежно-дерзкую юноша повторяет несколько раз, так и оставив Наденьку в недоумении. А потом надолго уезжает в Петербург. Спустя годы, став зрелым мужчиной, он и сам задаётся вопросом, что же это было.
Андрей Смирнов и Борис Яшин задумали фильм не совсем обычный: в кадре актёры лишь действуют, живут, чувствуют. А мысли их передаёт рассказчик словно в немом кино. Сама короткометражка одновременно динамична (особенно в когда герои несутся с горки — в сценах прямо захватывает дух, кажется, что снег и тебе бьёт в лицо) и неспешна благодаря стоп-кадрам. Задумка авторов была чрезвычайно интересна и непривычна, и реализовать её они призвали Нонну Терентьеву и Никиту Михалкова. Конечно, Никита Михалков тогда был уже знаменитостью всесоюзного масштаба: в 1964 году вышла мелодрама «Я шагаю по Москве», принёсшая ему славу.
Нонна Терентьева была менее именитой актрисой, но уже тогда и зрители, и коллеги заметили её удивительную, тонкую, нежную красоту, которая позже восхитит и западный мир.
По любопытному совпадению Нонна Терентьева примерно в то же время снималась на «Ленфильме» в другой чеховской экранизации — «В городе С.» (1967). В том же фильме в роли самого Чехова появился Андрей Попов, который в «Шуточке» читал закадровый текст. За такой выбор чтеца режиссёрам нужно сказать отдельное спасибо: голос Андрея Попова идеально сочетается с прозой русского классика.
Местом съёмок (в рассказе Чехова оно не обозначено) выбрали московский музей-заповедник Коломенское и сняли ленту довольно быстро. Основную часть снимали в начале зимы 1966 года, пару эпизодов — уже весной, как того требовал сюжет, а поздней весной короткометражка была готова. Премьера состоялась на тв в мае.
Как и многие короткометражки,
«Шуточка» не снискала большого внимания и со временем стала забываться,
хотя и Никита Михалков, и Нонна Терентьева тут прекрасны, одухотворены и совершенно очаровательны.
Никита Сергеевич ещё не вошел в образ всевластителя и играет роль, играет персонажа, а не самого себя, как это стало в последующие годы. Где-то прочитала, что «Шуточка» выглядит как зимняя акварель. Совершенно согласна с этим мнением, хотя фильм чёрно-белый. И отчётливо тут ощущается чеховская атмосфера с лёгким оттенком безысходности.
А как вы думаете, почему Чехова так любили советские кинематографисты? Кажется, он самый экранизируемый русский классик.