Милославский в «Иване Васильевиче…»: слишком продвинутый для жулика

Носил дворянскую фамилию, разбирался в истории, причем древнерусской, быстро ориентировался в сложных ситуациях, имел продвинутую «специализацию» (воровал не на улицах как простой «щипач», а в элитных квартирах), имел актерские способности…

Да и с именем всё было непросто:

1) вор-домушник мог придумать себе французское имя Жорж по моде «фраеров» тех лет, у которых было принято называться не просто Юрами и даже не длинными рядами а-ля «Георгий Иваныч, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора», но этак по-западному;

Вспомним хоть подростка по кличке «Альфонс Доде» из книги Анатолия Рыбакова «Последнее лето детства». Беспризорник даже не знал, что именуется как французский комедийный драматург.

Да, кстати, а цитата у нас приведена из советского фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Если вдруг кто не в курсе. :)

2) однако это имя вкупе с фамилией у него могли остаться от предков. И тогда Жорж мог, как, допустим, Алиса Витальевна из «Покровских ворот» Михаила Козакова иметь за плечами дворянские корни.

Вообще Жорж был фигурой однозначно незаурядной, можно даже сказать, почти 2-м Остапом Бендером. С ильфо-петровским великим комбинатором Милославского роднило то, что он тоже:

1) постоянно шутил, причем показывая неплохую начитанность, да не в духе «Кривого зеркала», а в стиле раннего КВН, плюс интеллигентно себя вел и даже весьма неплохо пел;

2) мимолетно демонстрировал весьма неплохое знание истории, к тому же не близкой к его времени, но древней.

Многие наши современники и тем более погодки Жоржа (которые воспитывались в сложные годы Революции и Гражданской войны) не в курсе, какие уж там походы устраивал Иван Грозный, какие земли завоевал и какими победами запомнился.

Иван Грозный за время своего царствования (1533–1584 гг.) увеличил площадь Руси в 2 раза:

от 2,8 млн кв. км с момента, как он стал государем, великим князем московским и всея Руси,

до 5,4 млн кв. км к концу своего правления.

А Жорж как бы между прочим продемонстрировал неплохое знание: хотел направить войско взять именно Казань. Правда, не угадал: оказалось, ее давно уже взяли.

Однако ведь он просто не был в курсе, в какой именно год его переместила машина времени. Так что упоминание Жоржем Казани не говорило против его знания истории. Он мог назвать любую другую местность, но назвал именно ту, к которой, так сказать, имел причастность Иоанн Васильевич.

Не так давно по ТВ показали опрос в Екатеринбурге, где местных жителей в возрасте от 18 до 25 лет просили ответить, чем был знаменит Владимир Ленин и какие имел реальные Ф.И.О.

Со 2-м вопросом пробуксовали около 50% отвечавших. Среди предложенных ими вариантов были «Леонид Ильич», «вроде, Ильин… нет, Ульянов» и даже «Владимир Виссарионович».

Хорошо хоть, на 1-й вопрос все ответили верно. Ну – как, все? Почти. Один 22-летний респондент высказался: «Революцию же Сталин замутил, вроде… не, там же еще один чувак был, этот, как его, Ленин».

А когда похожие вопросы задали Настюшке Ивлеевой, она вообще ничего не смогла ответить. Не сказала она также, какой была фамилия Петра I. Причем звезда не смутилась, выразившись в том духе, что, мол, ей отсутствие подобных знаний «не мешает жить и зарабатывать деньги».

Итак, Ленина, Ивана IV и прочих «чуваков» помнят всё меньше. Выходит, наш Жорж вполне неплохо ориентировался в реалиях Древней Руси. С чего бы? Может, получил хорошее образование? Хотя бы на уровне остапо-бендеровской «частной гимназии Илиади», ну, или где там мог воспитываться конкретно сын Милославских;

3) показал хорошую сметку. Да что там – почти государственный ум.

Так, когда недалекий управдом, попав на трон, хотел ничтоже сумняшеся одарить иностранцев Кемской волостью (мол, «государство не обеднеет»), Жорж не дал «казенные земли разбазаривать». Да еще и укорил Буншу как самозванца – чтоб в себя пришел.

Занятно, что слова, которые могли бы стать почти девизом хорошего государственного хозяйственника – «так никаких волостей не напасешься!», – были произнесены именно вором-рецидивистом. Вот что значит комедия;

4) быстро ориентировался, причем в совершенно новых для него условиях. Допустим, знаки власти моментально переставил в руках лже-царя, глядя на картину. Да и вообще оперативно соображал.

Если же ситуация пахла жареным, не брезговал использовать нахрапистые, но действующие приемы а-ля «на мне узоров нет и цветы не растут» и даже «не приставай к царю»;

5) представлял себя как «артиста больших и малых академических театров». Скорее всего, это была очередная шутка в духе Остапа Бендера – простенько, но со вкусом и оппонента отбивает.

Однако как знать – не было ли в ней доли правды?

Ведь вкупе с княжеской фамилией, неплохой начитанностью и гибким умом Милославский вполне мог иметь какое-никакое театральное прошлое. Хотя бы на уровне домашних постановок, как было принято ранее у дворян. Ну, или в формате самодеятельности заключенных в колонии. )) Ведь артистические данные он имел – вон как ловко женские голоса по телефону подделывал.

Так кем же был этот непростой Милославский?

Советская комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г. была поставлена по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Леонид Иович лишь удлинил ей название, изменил некоторые ходы, убрал отдельных персонажей (допустим, служителя церкви, приходившего к царю), но в целом булгаковский дух оставил и усилил.

Кстати, длинные названия вообще были в его привычках – вспомните другие комедии Гайдая:

не только «Операция «Ы»…», но с припиской «…и другие приключения Шурика»;

не просто «Кавказская пленница…», но еще «…, или Новые приключения Шурика»;

даже коротенького гоголевского «Ревизора» он растянул на «Инкогнито из Петербурга»;

а уж какими длинными были его «Частный детектив…» и особенно «На Дерибасовской…»

Так вот, прототипом Жоржа Булгаков, как уверяют литературоведы, взял боярина Ивана Милославского. Этот серый кардинал при царе Федоре III тайно вершил чужие судьбы целых 6 лет. Похожим, но в ироническом ракурсе, предстал в пьесе Булгакова и Жорж – лже-кардиналом при лже-царе Бунше.

Фамилия Милославский на самом деле была дворянская. Понятно, что ее дали герою комедии специально, чтоб обыграть его якобы причастность ко временам Ивана Грозного. И заодно показать, что наверняка у Жоржа были гены афериста: мол, «повесили тебя на собственных воротах третьего дня по приказу царя».

Итак, знатный боярский род Милославских существовал в действительности:

  • с конца XIV в., когда Милослав Сигизмундович приехал на Русь из Литвы как сопровождавший невесту великого князя Василия Дмитриевича; =>
  • в течение нескольких веков, когда бояре из этого рода имя Милослав переиначили в фамилию, под которой так или иначе проявляли себя в истории.

К примеру, к данному роду относилась 1-я супруга царя Алексея Михайловича. Также были среди его представителей сенаторы, дипломатические посланники в Нидерландах и Константинополе. Этот род даже был внесен в легендарную Бархатную книгу, куда включали лишь самые сливки элиты; =>

  • вплоть до конца XVIII в.

Также Милославский попал в 2 популярных романа русского писателя Михаила Загоскина. Причем обе эти книги признаны 1-ми историческими романами в нашей стране, а их главный герой (вымышленный) – литературным «родственником» рыцарей из творений Вальтера Скотта.

Это книги о нем, кстати, вспоминали герои «Ревизора», о котором мы уже сказали.

Как видите, персонаж всегда был комедийным.

Итак, Милославский был очень необычным человеком, слишком уж продвинутым для простого жулика-домушника. Наверняка он имел весьма богатый опыт, а может быть, и родословную. Всё это делало его почти 2-м Остапом Бендером.

П. с. Дорогие читатели, а как думаете вы: кем был Милославский? Ну, кроме как пpoxoдимцем, обворовывавшим квартиры. ))

Оцените статью
Милославский в «Иване Васильевиче…»: слишком продвинутый для жулика
Почему телевизор в доме сторожа из «Операции Ы» привлек мое внимание