Мир Кати Котовой в советско-венгерском фильме «Отпуск за свой счёт» — наивной истории с диалогами, давно разобранными на цитаты

Ольга Мелихова снялась всего в семи фильмах. Из них запоминающихся и того меньше – три. Софья Львовна в «Володя большой, Володя маленький», Зина в «Собачье сердце» и Катя Котова в «Отпуск за свой счет».

Причем в последний Ольга попала каким-то случайным, и, по слухам, нехорошим образом. Роль уже репетировала Любовь Руденко, впоследствии сыгравшая здесь же секретаршу.

До некоторых пор я не знала, что у фильма есть две версии – советская и венгерская. Обнаружилось это, когда однажды во время просмотра вклинились кадры без перевода, с Михаилом Боярским, вырезанные из нашей версии.

Почему так, я не знаю. Целиком венгерскую версию я не смотрела, но теперь знаю, что она отличается, но не существенно. Несущественно в плане текущих сцен.

И катастрофически, потому что в ней нет закадрового голоса. А это половина успеха фильма, его изюминка!

При желании венгерский вариант можно найти в сети. А можно просто еще разок пересмотреть наш советский. Я лично с огромным удовольствием.

? Отпуск за свой счёт (1981)

Fizetés nélküli szabadság

Для начала хочется отметить, какой тут шикарный актерский состав. Ведь даже в эпизодических ролях знакомые всё лица.

Игорь Костолевский, Людмила Гурченко, Александр Ширвиндт, Любовь Полищук, Владимир Басов, Игорь Ясулович, Лия Ахеджакова. И совершенно и очаровательный, и обаятельный венгр Миклош Калочаи.

Да что тут говорить, если даже закадровый голос – это голос Вячеслава Тихонова.

Я знаете, что хочу обсудить: легко ли быть Катей Котовой? И легко ли окружающим её людям?

Вот кто такая Катя? Милая, наивная, доверчивая, неопытная, добрая. Молодая провинциальная воспитательница детского сада, которая, принарядившись в самое лучшее (и сшитое собственными руками), едет в Москву из Верхнеярска.

Едет, полная надежд, к человеку, которого едва знает.

Каждый день миллионы людей отправляются в дорогу: 51 % из них, по данным статистики, едет на поиски счастья. Покинув свои дома, они едут, плывут, летят к намеченной цели. Но достигнув ее, обнаруживают, что на пути к счастью лучшее, что было, — это сам путь. Но это мы понимаем потом.

Нам слегка лишь намекают на то, какими могли быть отношения Кати и Юры (Игорь Костолевский) до. Тем не менее, очевидно, что никакими.

По-девичьи влюбленная юная Катя и красивый москвич, да к тому же инженер-испытатель автобусов Юра, который при встрече даже не сразу её вспоминает.

 Вот тут сразу можно было развернуться и уйти в закат. Но фильм есть фильм. И Катя есть Катя.

Юра, как мужчина, не обделенный женским вниманием, и в командировке решил поразвлечься, чтобы не так скучно было.

Кто ж знал, что у Кати это всерьез, что, зная только фамилию и имя, она ринется в столицу, упорно начнет искать его в желании быть вместе, совершая при этом какие-то чудеса эквилибристики просто.

Начиная от визита к министру(!), заканчивая нереальной тогда сменой дат путевки в Будапешт.

В своей слепой влюбленности Катя так идеализирует Юру, что даже не понимает, насколько ему безразлична. В какой-то момент её навязчивость и назойливость просто неприятно, простите, поражает.

Её за дверь, она в окно. Как можно до такой степени не замечать очевидного: что эта некрасивая беготня за мужчиной – распыление по мелочам.

Своего достоинства, своих чувств. Быть может, можно все списать на возраст. Но ведь и не 13 лет уже.

Катя идет напролом, несмотря на всю свою скромность и неопытность, ничего не смущаясь. Энергия бьет ключом. Интересное качество, свойственное людям простым.

Она делает то, чего в данный момент требует сердце, а сердце требует быть рядом с Юрой, остальное неважно.

Есть три области, в которых каждая женщина считает себя специалистом: педагогика, финансы и женская красота. Каждая точно знает, как стать красивой, как воспитывать детей и как тратить деньги.

Разумеется, на эту непосредственность невозможно не обратить внимание. И все обращают.

И секретарша (Любовь Руденко), и министр, и сопровождающая туристической группы Ада Петровна (Людмила Гурченко), и руководитель турфирмы «тоже Юрий» (Александр Ширвиндт). Катя и раздражает, и удивляет, и восхищает.

Одним словом, равнодушных нет.

Опытная Ада Петровна, изначально пребывающая в недоумении от слепой любви Кати, потом становится её старшим товарищем, заботится и оказывает поддержку.

Не потому, что верит, что из этого романа-преследования что-то получится, а потому, что чувствует, как нужна и важна эта поддержка, что можно и нужно наступить на свои собственные грабли.

Ведь как больно делал Юрий каждым своим словом, жестом, поступком!

Казалось бы, если любовь была задумана природой как источник радости, то зачем мы лишаем себя этой радости, выбирая из окружающих людей единственного или единственную, кому мы не нужны?

Понимает искренность Кати и Ласло (Миклош Калочаи), друг Юры и шофер-испытатель с венгерского завода «Икарус».

Помимо обаяния, Ласло интеллигентный и уравновешенный молодой человек, по всем поступкам своим – полная противоположность Юрия.

Из тех мужчин, о которых принято говорить «как за каменной стеной». Но это очевидно всем, кроме Кати. И пока она гоняется за своим Юрой по летней Москве и Будапешту, серьезный Ласло тихонечко и незаметно влюбляется в Катю.

Это так трогательно и романтично. И сцены с традицией «свадебного дерева», и конкурс королевы красоты, когда Катя преображается так сильно, что Юра начинает прозревать.

Впрочем, Катя, наконец-то, тоже начинает прозревать. И с её верой в людей и наивностью, дается это тяжело. Розовые очки всегда бьются стёклами внутрь…

— Липа? Это порода дерева?

— Нет, это порода мужчин.

Кстати, для меня этот факт весьма удивителен.

Советский парень вроде как встал на путь исправления (хотя не верю я, что далеко уйдет, скорее всего, вильнет на первом же повороте, но показать его попытки надо было, конечно), а советская девушка его отвергла и вообще стала интересоваться, когда приедет Ласло.

Финал открытый. Очень красивый, но все же открытый. Катя понимает, что ей очень нравится Ласло, но втайне ждала, что «свадебное дерево» посадил не он, а Юра. Юра, в которого она все еще верит?

Почему открытый? Предполагаю, что именно по причине, озвученной выше. Советская девушка должна выбрать советского парня. Хотя бы дать ему еще один шанс как минимум.

Несмотря на всю сказочность сюжета, я с этим не согласна. Хочется, чтобы уж наверняка.

Оцените статью
Мир Кати Котовой в советско-венгерском фильме «Отпуск за свой счёт» — наивной истории с диалогами, давно разобранными на цитаты
Странная и нелогичная концовка фильма «Высота», о которой многие не задумываются