Мистический сибирский триллер, погружавший зрителей в оцепенение

45-летний кинодебютант в главной роли и непрофессиональные актёры-эвенки в других ролях — так построил свою пугающую картину о приключениях геодезистов «Злой дух Ямбуя» режиссёр Борис Бунеев. Любопытно, что

повествовала она о событиях 1949 года, но они вполне могли бы происходит и в семидесятые, когда фильм снимался, и, наверное, даже сегодня.

Борис Бунеев начал карьеру в кино в пятидесятые, и одной из первых его работа стала приключенческая лента «Таинственная находка» (1953), где герои разгадывали загадки и сталкивались со странностями.

Спустя четверть века режиссёр вернулся к теме необычных приключений и натолкнула его на эту идею повесть Григория Федосеева «Злой дух Ямбуя», бывшего геодезиста, неоднократно бывавшего в экспедициях, изучавшего Сибирь, её природу, животный мир, жизнь коренных жителей.

Повесть вышла в 196 году и довольно быстро стала популярной, как, впрочем, и другие произведения Федосеева, увлекательно рассказывающие о том, что порой кажется нудным.

Борис Бунеев написал сценарий сам, и к материалу отнёсся бережно, сохранив практически все сюжетные повороты.

Сюжет раскрою вкратце, чтобы сохранить интригу. Группа геодезистов узнает о пропаже одного из коллег:

мужчина ушёл в район гольца Ямбуй и не вернулся. Это уже не первый случай, подобное случалось и прежде. От знакомых эвенков-оленеводов руководитель группы Григорий Федосеев узнаёт, что в тайге пропадают не только геодезисты, но и сами эвенки, которые с природой на «ты» и прекрасно ориентируются в лесу.

Федосеев с радистом Павлом отправляется на Ямбуй, чтобы разыскать пропавших, хотя и получает предупреждение от эвенков, что в тех местах живёт злой дух.

Одной из первых находок мужчин становится котелок, висящий высоко на дереве, и с этого начинается цепь загадок. Усиливает ощущение опасности безлюдность, хмурая погода и

лёгкая дымка, из которой, кажется, действительно кто-то или что-то следит за путешественниками.

На главную роль Борис Бунеев пригласил не известного кинозрителям театрального актёра Юрия Заборовского.

Для Заборовского, которому было уже за 40, это была первая роль в кино, позже он ещё будет сниматься в кино, но не слишком активно (в том числе появится в следующей картине Бориса Бунеева «Костёр в белой ночи» (1984), действие которой тоже происходит в тайге), но больше прославится как чтец и мастер художественного слова.

Радиста Павла сыграл Филимон Сергеев (но озвучил его Владимир Меньшов), других геодезистов Владимир Круглов и Александр Кавалеров.

Отдельно надо отметить колоритных эвенкийских персонажей — стариков Лангару и Карарбаха. Лангара помогла Федосееву советами, Карарбах, немой, но мудрый и знающий тайгу не хуже зверя, отправился вместе с Федосеевым в опасный поход на сражение со «злым духом».

В этих образах предстали настоящие эвенки, непрофессиональные актёры Ольга Ензак и Родна Ешонов. Оба были так естественны и органичны перед камерой, что даже не заподозришь, что это самые обычные люди.

Мало того, участие Ольги Ензак и Родны Ешонова в фильме добавило действию достоверности и убеждало зрителей, что всё происходящее — реальность, а не вымысел.

Ну и, конечно, надо ещё добавить пару слов про Загрю, умную и сильную собаку Федосеева, настоящего друга, который и сам справится с неприятностями, и хозяина спасёт. Не зря Загрю так хотела заполучить Лангара, которая знает толк в животных.

Снимали фильм «Злой дух Ямбуя» в районе села Иенгра в Якутии. Декорациями же стала природа — окрестности Иенгры, река Худоркан и местность Бугарахта.

Однако, как водится, часть сцен создавали совсем в иных местах. Так, эпизод, когда Федосеев увяз в болоте, снимали в Подмосковье, а сцена, когда в болото попал медведь, — это уже Крым.

Борис Бунеев и оператор Николай Пучков снимали фильм в манере, близкой к документальной. В журнале «Спутник кинозрителя» написали так:

«Режиссёр Борис Бунеев и оператор находчиво стилизуют свой фильм под стилистику фильма-репортажа. Каждый кадр — как очередной «слайд», где зелёный лес взбегает по синему склону под лазорево-опаловым небом. Движение камеры быстро, энергично, деловито.

Она как бы и не догадывается о возможности запечатлеть на экране типично кинематографические красоты. И актёры тоже вроде бы не догадываются, что можно играть, изображать. Нет, герои, похоже, сосредоточенно делают своё дело, а ты, человек с камерой, делай своё дело и старайся не мешать».

Такой подход вкупе с непримелькавшимися лицами сыграл фильму на руку — он действительно смотрится как случайно попавшая в кадр реальная история, напряжённая, пугающая, а местами леденящая кровь (один нечеловеческий вопль геодезиста в таёжной тишине чего стоит!).

В общем, это отличное кино и вы не пожалеете, если его посмотрите или пересмотрите.

Оцените статью
Мистический сибирский триллер, погружавший зрителей в оцепенение
Малоизвестные роли Михаила Кононова в советских фильмах