Михаил Богин снял восемь картин, но если бы он снял только эти две, то навсегда бы вошел в историю кинематографа.
Короткометражка «Двое» — это дипломная работа режиссера, принесшая ему мировую славу. Картина участвовала на Канском и Московском фестивалях и получила множество призов.
А «рецензия в «Нью-Йорк Таймс» к американскому показу фильма призывала «Бросить все, что вы до этого делали, и идти смотреть «Балладу о любви» — так звучало название фильма в переводе на английский».
Всего 35 минут, вроде бы простая картина, черно-белая, но название сразу настраивает на тему любви. Весь фильм построен на оттенках чувств, на едва уловимых изменениях взглядов, улыбок, поворотах головы.
Он — студент консерватории, для него музыка — это целый мир. Для нее, потерявшей слух и речь в раннем детстве, остались лишь смутные воспоминания о ветре, колыбельной и войне.
А дальше — тишина, в которую среди множества звуков большого шумного бурлящего города и пытается проникнуть Сергей (Валентин Смирнитский).
Наташа («неземная» Виктория Фёдорова) на ощупь, по едва уловимым вибрациям и настроениям окружающих учится понимать мелодику и ритм окружающего мира.
И хочется верить, что Наташа сможет влиться в жизнь обычных людей — надо только настроиться на волну друг друга.
И музыка Ромуальдаса Гринблата в сочетании с произведениями Бетховена (к 45 годам полностью погрузился в мир безмолвия) задают дополнительный эмоциональный настрой.
Картину «О любви» можно пересматривать много раз.
Он один из фильмов, «исследующих самое простое и самое трудное — чистоту и честность человеческих чувств, будничный героизм в любви, потребность в ближнем, единственном и незаменимом».
Главная сюжетная линия картины посвящена попытке пойти на компромисс, закрыть на мгновение глаза, попытке, едва не завершившейся поражением, но закончившейся все-таки победой над собой.
Подруга пытается устроить личное счастье главной героини Галины (Виктория Федорова) — очень красивой, умной, настоящей и искренней, скульптором реставратор и одинокой, и знакомит ее с перспективным молодым человеком.
У подруги (Элеонора Шашкова) по меркам обывателя жизнь сложилась — порядочный муж, но, как оказалось, нелюбящий и изменяющий ей, и сама она, как личность «потерялась».
Потенциальный муж Митя (Сергей Дрейден) блестящий молодой ученый, ведет здоровый образ жизни — купается в проруби в двадцатиградусный мороз, владельца нового «Москвича» и строящейся кооперативной квартиры.
Он расчетлив и большой прагматик. Взять хотя бы эпизод, когда в Доме ученых специально с участием Гали разыгрывается как бы случайное знакомство Мити с нужным профессором.
Циничная фраза (для того времени) героя «ушла в народ»: «Каждый, кто хочет отрастить бороду, сначала ходит небритым». А Галя — мечтательница и романтик.
Но смысл фильма не в самом сюжете, а в атмосфере, в той недоговоренности и подлинности человеческих чувств, которые прозвучали лейтмотивом в фильме «Двое».
А цветом, по утверждению режиссера, «создали настроение некоторой анемии, стараясь передать состояние души главной героини».
Картина «О любви», пришлась не ко двору советской цензуре: грустный, лиричный фильм не вписывался в рамки и не «способствовал воспитанию советского гражданина».
В 1975 году Михаил Богин уехал в США. Еще до своего отъезда он снял еще два фильма: «Зосю», о любви советского лейтенанта и польской крестьянки и «Ищу человека», сценарий к которому был написан А.Барто.
Фильм «Ищу человека» буквально подкосил здоровье Богина, что стало одной из причин его эмиграции из страны.
В Америке режиссер снял несколько фильмов, к сожалению, малоизвестных широкой публике.
Это картина — короткометражка «Частная жизнь» — тонкая и пронзительная о влюбленности двух пожилых немецких эмигрантов, живущих в Нью-Йорке; и документальный фильм на смерть В. Высоцкого, в котором снялся весь цвет третьей волны советской эмиграции, а также М.Влади.
Михаил Богин живет в тихом, уютном и красивом пригороде Нью-Йорка со своей спутницей, с которой они вместе уже тридцать пять лет. Его дом стоит прямо на берегу залива. Сын Дэниэл, дочь Катя и внучка Руссо живут рядом.
Фильмы, снятые талантливым режиссером в некогда огромной стране со строгой цензурой, остались в памяти зрителей и их будут смотреть и пересматривать.