Действие происходит в когда-то пышном, а теперь бедном городке Гюллене. В юности покинувшая родные пенаты, а сегодня пожилая мультимиллиардерша Клара Цаханассьян прибывает в город с визитом.
Она хочет подарить несчастному городишке миллиард, но только если жители пообещают лишить жизни Альфреда Илла, из-за которого она перенесла в жизни много страданий и унижений.
После чего вынуждена была уехать из города и торговать собой, чтобы выжить. Но главное в пьесе не предательство любовника дамы, а факт расправы над ним.
Жители городка отказываются от предложения женщины, но в глубине души каждый надеется, что кто-нибудь всё же отважится на приведение в исполнение её воли.
Когда погрязшие в долгах гюлленцы понимают, что выход из бедности для них только один, они проводят закрытое собрание и выносят несчастному Иллу приговор. После чего незамедлительно его исполняют.
Бургомистр получает от Цаханассьян заветный чек, и дама отъезжает. Как выясняется, она же когда-то и разорила город.
На страницах произведений не раз шёл поиск причин превращения обыкновенного человека в преступника. Но чтобы убийцами становились жители целого города, такое повествование трудно вспомнить.
Ф. Дюрренматт попытался рассмотреть заложенную в человеке или приобретённую им способность видеть в преступлении нечто обыденное, найти причины — общественные или психологические — для невмешательства в совершающееся на глазах зло или добровольное содействие ему.
Так и есть, это настоящий эксперимент над людьми, проверка их уровня прочности и порочности, человеческого качества. В комментарии к пьесе Дюрренматт даже сделал акцент на том,что это обыкновенные люди, что «они именно такие, как и мы».
Клеер убеждена, что всё покупается и продаётся. Бургомистр поначалу негодует по поводу её предложения: «Лучше быть нищим, чем палачом», потом оправдывает убийство.
Учитель осуждает призывы Клер, но постепенно становится одним из наиболее активных участников преступления: «соблазн весьма большой, а наша бедность весьма горька». Большинство жителей находит моральные оправдания убийству.
Возможно, теперь и каждому из них придётся отвечать за своё преступление, ждать своего «визита дамы».
Михаил Козаков всегда снимал прекрасные фильмы, и «Визит дамы» не стал исключением. Сценарий к картине он написал вместе с Игорем Шевцовым.
В настоящих произведениях искусства не бывает плохих и хороших героев, правых и виноватых. В этом их ценность.
В «Визите дамы» тоже у каждого есть свои мотивы поступков. Клара имеет причины мстить — за предательство, за юность в гамбургском борделе, за умершего в младенчестве ребёнка.
Илл заслуживает наказания, пусть не такого жестокого. И он наказан до своей гибели от рук горожан — медленным угасанием в её ожидании.
Город — вот настоящий преступник. Подлый, тихий, циничный.
Но разве все сразу могут быть виноваты?..