24 января отмечается день рождения режиссера, сценариста и педагога, народного артиста СССР Михаила Ромма. Вот несколько фактов из жизни и творческой карьеры корифея советского кино.
Родился 24 января (по новому стилю) 1901 года в Иркутске в семье врачей. На тот момент родители будущего режиссера были политическими ссыльными.
В 1918 году окончил гимназию в Москве, до 1921 года работал в продовольственных комиссиях и в Красной армии.
В 1925 году окончил скульптурный факультет Высшего государственного художественно-технического института.
В 1928-1930 годах работал внештатным сотрудником кинокомиссии в Институте методов внешкольной работы. Самостоятельно изучал киноискусство по фильмам, писал сценарии.
С 1930 года начал карьеру в кино как сценарист, затем ассистент режиссера и режиссер.
Всего в фильмографии осталось 17 фильмов, включая незавершенные работы.
В апреле 1933 года руководство Москинокомбината (в дальнейшем «Мосфильм») предложило 32-летнему Ромму написать сценарий немого фильма с небольшой сметой. В случае, если справится, ему пообещали дать самому осуществить постановку.
Ромм мечтал работать со звуком, но ему объяснили: картина нужна для сельского проката, поскольку там не хватает звуковых установок. По совету приятеля-сценариста он взял новеллу «Пышка» Мопассана и уже утром принес заявку с подробным обоснованием. «Моя оперативность сразила директора. Я стал режиссером», – вспоминал Михаил Ильич.
Фильм «Пышка» вышел на экраны в сентябре 1934 года. Он стал режиссерским дебютом Михаила Ромма и первым появлением на экране Фаины Раневской, которая при знакомстве приняла начинающего режиссера за знаменитого Абрама Роома.
В 1936 году Ромму поручили съемки ремейка американской приключенческой ленты «Потерянный патруль» (1934), понравившейся Сталину (по другой информации, съемки заказал Ворошилов). Советская версия получила название «Тринадцать» и рассказывала о стычке красноармейцев с басмачами в пустыне Средней Азии. Картина считается первым советским истерном.
Фильм «Тринадцать» положил начало творческому и семейному союзу Михаила Ромма и Елены Кузьминой, сыгравшей единственную женскую роль в картине. На тот момент актриса была замужем за режиссером Борисом Барнетом, который ревновал жену и хотел, чтобы она завершила карьеру.
Вскоре после съемок Кузьмина развелась и вышла замуж за Ромма. В их общей фильмографии 6 кинолент: «Тринадцать», «Мечта», «Человек № 217», «Корабли штурмуют бастионы», «Русский вопрос» и «Секретная миссия». Супруги прожили вместе 35 лет.
В начале 1937 года театры и киностудии начали активно разрабатывать ленинскую тему к 20-летней годовщине Октябрьской революции. Ромму предложили в сжатые сроки снять картину по сценарию «Восстание» Алексея Каплера.
В роли Владимира Ильича Ленина режиссер видел только артиста Театра имени Вахтангова Бориса Щукина. Однако исполнитель уже дал согласие сниматься в картине «Человек с ружьем» у Сергея Юткевича на «Ленфильме».
После долгих переговоров были проведены удачные пробы. Щукин дал согласие сыграть Ленина, когда основная часть картины была уже снята. Фильм получил название «Ленин в Октябре», вышел на экраны 7 ноября 1937 года и стал первым звуковым фильмом киноленинианы. А образ, созданный Борисом Щукиным, – одним из самых ярких образов Ленина в истории советского кино.
После дилогии «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» Ромму дали свободу выбора темы. Он решил продолжить эпическую линию в творчестве и снять картину «Суворов» по сценарию Георгия Гребнера. Фильм был задуман в жанре героической комедии, но в таком ключе снимать режиссеру не позволили.
Получив отказ, Михаил Ромм в соавторстве с Евгением Габриловичем написал сценарий фильма «Мечта» (1941), который в дальнейшем называл своей самой любимой работой.
К эпической теме режиссер вернулся во время съемок дилогии «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы» (1953). Картина снималась по инициативе командования ВМФ. Первоначально на роль Ушакова был утвержден Борис Тенин. Однако после первого отснятого материала руководство «Мосфильма» посчитало созданный образ недостаточно героическим.
В итоге роль сыграл Иван Переверзев. В 1954 году первая часть была представлена на Международном кинофестивале во французском городе Виши, где получила диплом как лучший иностранный фильм.
«Бывают люди, которые застыли и не меняются. А Ромм был способен пересматривать себя, и это великое свойство», – говорил Элем Климов. Картина «Девять дней одного года» (1961) стала новым словом в советском кино. Фильм показал, насколько точно режиссер чувствует и понимает время. Он вышел на экраны через пять лет после успешного проката драмы «Убийство на улице Данте».
Над сценарием нового фильма Михаил Ромм и Даниил Храбровицкий работали два года. Режиссер изучил множество научных работ, встречался с выдающимися физиками. Консультантом картины «Девять дней одного года» был нобелевский лауреат, академик Игорь Тамм.
Однако научная тема была все же не главной. «…Мы хотели сделать картину‑размышление о нашем времени, о жизни, о роли науки в судьбе человечества. Поэтому «термоядерщина» была для нас лишь поводом для разговора о жизни», – признавался Михаил Ильич.
«Общеизвестно, что Михаил Ромм был превосходным режиссером, выдающимся общественным деятелем и одним из создателей Союза кинематографистов. Но по прошествии лет все явственнее понимаешь, что Ромм был еще и величайшим педагогом. Ромм-педагог произвел не теоретическую систему, а кинематографию», – считал его ученик Сергей Соловьев.