Михаил Жаров. Эксцентрик и философ

Михаил Жаров, потомственный москвич, видел свой путь в актерстве, хотя отец и отдал его в дело — Жаров учился на наборщика в типографии. Но он так любил изображать всех, кого видит, ему так удавались пародии, что окружающие только за бока держались.

Михаил устроился работать в театр мальчиком на побегушках, выходил в качестве статиста. В первый свой выход на сцену изображал инородца в опере Кюи «Капитанская дочка». Инородцу по ходу действия попадало по голове палкой, после одного спектакля, где удар оказался слишком сильным, Жаров долго отлеживался, но мечты о сцене не бросил.

Он уже был заражен театром. Как-то раз он слушал Шаляпина за кулисами, когда тот пел Мефистофеля. Михаил и не заметил, как повторял все гримасы актера, так что помреж крепко отругал за неподобающее передразнивание великого певца. Жаров оправдывался, что он так вжился в образ, что непроизвольно скопировал мимику актера. А потом попросил у Шаляпина автограф.

В 1915 году шестнадцатилетний Михаил впервые снялся в кино. Правда, узнать актера в парике и бороде, верхом на коне в опере «Псковитянка» очень трудно, но это был его первый кинематографический опыт.

Уже тогда Жаров понял, что станет артистом, он пробовался в труппу кабаре «Летучая мышь», но его не приняли, хотел поступить в школу-студию МХАТ, но тоже неудача. «У тебя каша во рту», — таков был вердикт.

Революцию Жаров принял с восторгом, записался в народную дружину, а вскоре отправился с передвижным театром Красной армии на фронт. Когда вернулся, проучился немного в Театральной студии Ф. Комиссаржевского, а в 1921 году поступил в Рогожско-Симоновский театр имени Сафонова.

Проработав там неполный год, Жаров перешел в Театр Мейерхольда, где ему поручали острохарактерные, комические роли. Он был в этих ролях смешон и убедителен. Часто слышал от другого комика Игоря Ильинского упрек: «Пережимаешь». На что всегда держал готовым ответ: «Я пережимаю, потому что ты недожимаешь».

С Ильинским театральная судьба надолго соединит актера в Малом театре в Москве. Туда актер поступил в 1938 году, играл роли классического репертуара. Характер у Жарова был взрывной, он мог сорваться из-за мелочи, но быстро отходил. Первую большую роль красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой, сыграл в 1925 году в фильме «Дорога к счастью».

В те годы Михаила Жарова считали непревзойденным мастером эпизода («Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орел», «Живой труп», «Окраина», «Марионетки». Для каждого маленького эпизода Жаров мог найти правдоподобные черточки, характеризующие персонажа.

Настоящую славу Михаилу Жарову в кино принесла роль главы воровской шайки Жигана в фильме «Путевка в жизнь». Жаров был очень убедителен в этой роли, он долго готовился, работал над говором, жестами, манерами поведения. Воры приняли его за своего, однажды, украв у актера кошелек, и узнав, у кого был он похищен, вернули.

В тридцатые годы Михаил был очень востребован, буквально нарасхват. Сыграл Меньшикова в «Петре Первом», за что получил свою первую сталинскую премию, помещика Смирнова в дуэте с несравненной Андровской в чеховском «Медведе», учителя Коваленко в «Человеке в футляре». С песней «Цыпленок жареный, цыпленок пареный» полюбился зрителям в фильме «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона». Там он сыграл конторщика Дымбу.

К началу сороковых годов актер был уже дважды женат. Первую жену Надежду Гузовскую он привез из Белоруси, из агитпоездки. В браке родился сын, но актер астретил новую любовь. При разводе мать актера приняла сторону невестки и оставила ее и внука у себя.

Вскоре Михаил получил квартиру в центре Москвы, где смог разместить свои книги, которые любил собирать и читать. Со второй женой Людмилой Полянской разводился, оставив ей и квартиру, и библиотеку. В этом браке родились два сына, но они оба погибли в младенческом возрасте.

Жаров вдруг полюбил от всего сердца актрису Людмилу Целиковскую. Она была младше его на двадцать лет, повстречались артисты в 1943 году на съемках фильма «Воздушный извозчик».

Сценарий к «Воздушному извозчику» Петров (автор «Двенадцати стульев») создавал специально в расчете на Людмилу Целиковскую, которая в результате сыграла главную роль певицы Наташи Куликовой.

Этот фильм был невероятно популярен, премьера состоялась прямо в войсках на фронте. Два летних месяца 1943 года артисты ездили по летным частям, показывали фильм и выступали с концертами. Иногда такие перемещения бывали сопряжены с риском для жизни.

Ради Жарова Целиковская развелась со своим мужем, писателем Борисом Войтеховым, пережила сплетни, распускаемые о ней и Жарове. Пара поселилась в Москве, в гостинице «Москва», так как оба не имели жилья в столице.

Во время войны Михаил снялся в фильмах «Актриса», «Оборона Царицына», «Во имя Родины», «Секретарь райкома». Он сыграл в двух частях фильма Эйзенштейна «Иван Грозный». На роль царицы Эйзенштейн хотел пригласил балерину Галину Уланову, но Жаров убедил режиссера взять Людмилу Целиковскую.

В 1945 году Жаров снялся в комедии, даже водевиле «Близнецы», в котором сыграл снова с Людмилой Целиковской. Многие помнят фразы из этого фильма, которые разошлись в народе на цитаты: «Еропкин на проводе», «Разные трали-вали», «Зажми язык, пусти селедку». Фильм имел большой зрительский успех.

В 1946 году Жаров попробовал себя в качестве режиссера, он снял фильм «Беспокойное хозяйство», куда пригласил на главную роль свою жену Людмилу Целиковскую. О Жарове-режиссере вспоминал Александр Граве, исполнивший роль Огурцова в фильме: «Держал всех крепко, но не тиранил. Да он и сам не терпел «наполеончиков». Работал с удовольствием, много придумывал, дорожил атмосферой фильма, прекрасной компанией актеров».

Брак с Целиковской был недолгим, он длился пять лет, вскоре актриса увлеклась архитектором Каро Алабяном. На всю жизнь Михаил сохранил к ней любовь, она же вспоминала, что никто в жизни не любил ее так, как Жаров.

В 1949 году пятидесятилетний Михаил неожиданно сделал предложение Майе Гельштейн, дочери врачей. Майя была младше на тридцать лет, но как оказалось, это была любовь на всю жизнь. В 1953 году, когда началась травля врачей-евреев, Жаров защищал Гельштейнов, которые подверглись обструкции, отстаивал их честь. Из-за своих выступлений был снят с должности секретаря парторганизации Малого театра, был на грани увольнения.

Поэтому в начале пятидесятых годов артиста в кино не приглашали, он появился уже в 1954 году в фильме «Анна на шее» в роли помещика Артынова. Та самая безумная слава, которой Жаров пользовался в тридцатые годы, пошла на убыль. Теперь артисту предлагали небольшие роли раз в год.

Он сыграл дядю в фильме «Девушка в гитарой», Казимира Шипинского в «Красных листьях», дядю Митю в «Старшей сестре». Играл в театре, ездил с концертами по стране. Он очень старался, чтобы жена и две дочери жили в достатке. Нетерпимый, взрывной характер сохранил до конца жизни.

Настоящим спасением для стареющего актера стал сценарий писателя Виля Липатова «Деревенский детектив». Мудрый, положительный участковый милиционер Анискин произвел впечатление на публику. Его герой утверждал веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить “правильно и разумно”.

Сам Жаров принял роль Анискина как свое актерское завещание новому поколению. Как вспоминала актриса Лидия Смирнова, сыгравшая в фильме продавщицу Дуньку, Жаров оттеснял из кадра всех актеров. Он хотел присутствовать на экране как можно дольше — вот Анискин идет, вот думает, вот сидит. Прочих актеров такое поведение мэтра раздражало. Но Жаров не сдавался.

После успеха «Деревенского детектива» артист, которому было за семьдесят, взялся за режиссуру последующих частей фильма «Анискин и Фантомас» и «Снова Анискин». Жарову было трудно, он уже болел, но он превозмогал себя, играл с большой отдачей. На волне успеха в 1972 году, с участием Михаила Жарова, было снято два телеспектакля про Анискина: “Если бы не Анискин” и “Развод по-нарымски”.

Затем началась уже эксплуатация образа милиционера-философа. Жаров сыграл в телеспектакле «Самый последний день» милиционера Ковалева. Умер артист во сне от перитонита, хотя был госпитализирован совсем с другим диагнозом. Как врачи проморгали обычный аппендицит, теперь узнать не представляется возможным.

Оцените статью
Михаил Жаров. Эксцентрик и философ
«Дело было в Пеньково»: а так ли хорош Тихонов в этом фильме?