Над этим фильмом работали по-настоящему выдающиеся творцы. Режиссёр Борис Барнет, работы которого изучают в кинематографических учебных заведениях по всему миру, и ведущий советский писатель Валентин Катаев, автор культового произведения «Сын полка».
Идея создания фильма принадлежит Катаеву. Валентин Петрович был человеком много повидавшим, и сценарий фильма во многом основан на его специфическом жизненном опыте.
Один из патриархов советского соцреализма в юности склонялся к черносотенным взглядам и дружил с антиподом советской культуры Иваном Буниным, которого считал своим учителем. Катаев геройски воевал в первую мировую и в гражданскую на стороне белых.
Огромная часть жизни писателя связанна с Одессой. Там он родился и там же стал одним из организаторов заговора против занявших Одессу красных. Планировался захват маяка для поддержки высадки белого десанта.
Заговор был раскрыт чекистами, и все его участники кроме Валентина Катаева и его младшего брата Евгения были расстреляны. Судя по всему спастись братьям удалось благодаря тому, что в одесском ЧК, на высоких должностях работали хорошо знавшие братьев коллеги по творческому цеху.
К слову младший брат Валентина Катаева известен под псевдонимом Евгений Петров. И да это тот самый Евгений Петров соавтор Ильи Ильфа, вместе с которым они написали книги «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок» и «Одноэтажная Америка».
В фильме «Поэт» мы увидим борьбу белых и красных за портовый город, схожий своими чертами с Одессой, и в том числе деятельность подполья, как белого, так и красного, об этом автор знал не понаслышке.
По иронии судьбы режиссёр фильма Борис Барнет, хотя и происходил из буржуазной семьи, был сторонником революции и в восемнадцать лет пошёл добровольцем в Красную армию.
В годы Великой Отечественной Войны Катаев трудился фронтовым корреспондентом, а Барнет работал над созданием духоподъёмных лент и выезжал со своими фильмами в госпитали и воинские части.
Прототипом главного героя стал близкий друг Катаева поэт Эдуард Багрицкий. Багрицкий был до революции модным одесским поэтом, в гражданскую войну пошёл добровольцем в красную армию. Много трудился на благо советской власти, не жалея себя.
К сожалению, ушёл в тридцать лет, от обострения бронхиальной астмы, которой страдал с детства.
Основной конфликт фильма построен на противопоставлении двух приятелей-поэтов — потомственного дворянина и посредственного поэта Орловского, во время Гражданской войны выступавшего на стороне белых и простого, обладающего ярким талантом — Тарасова, примкнувшего к красным.
Такие «Моцарт и Сальери» на фронтах Гражданской войны .
Несмотря на то, что в фильме без прикрас показана жестокая борьба между респектабельными горожанами и восставшей чернью, воспринимается лента как красивая и яркая поэма, и каждый кадр в ней изобразительная картина, наполненная поэтическим смыслом.