Начало – достойное очень-страшного-кино. Самолёт, который все считают погибшим, оказывается в неведомом, чёрном пространстве, а пассажиры не могу понять, что же произошло.
Им стёрли память о катастрофе. Паника и непонимание. Попытки выйти. Но куда? Бездна …возвращает всех смельчаков обратно.
Потом выясняется, что спасение пассажиров – дело рук инопланетян, которые прибыли на Землю в поисках братьев по разуму.
Конечно, эти полубоги – добры, умны, всезнающи, живут по 170 лет, но, как говорит тамошняя девушка Оранта (ей 43 года!) — они одиноки и стремятся к межгалактической дружбе. Планета их маленькая, но древняя. Культура и наука.
Телепортация и телекинез – всё, как положено. Для переговоров был выбрал доктор Ивенс, который занимается именно проблемой долгожительства, да и вообще – гуманист и прогрессивный деятель.
Почему автор фильма – сценарист и режиссёр Будимир Метальников (помните Будимира Косого из гайдаевского «Ивана Васильевича…» (1973)? Так это он самый), выбрал в качестве фона и места действия не Советский Союз и не какую-нибудь страну СЭВ, а не названную западную державу, притом англоязычную?
А чтобы без вопросов показать разочарование инопланетных ребят в обитателях «третьей планеты от Солнца» или «номер 013 в Тентуре, налево от Большой Медведицы», если по «Кин-Дза-Дзе» (1986).
Жители высокоразвитой системы столкнулись с мерзкими и алчными, а главное – жестокосердными хомо-сапиенсами, среди которых доктор Ивенс – белая ворона, один-в-поле-воин, а не типичный представитель.
Конечно, Оранта (Жанна Болотова с голубыми волосами) влюбляется в Ивенса (Сергей Бондарчук) и даже просит своих коллег оставить её на Земле (хотя, у Ивенса есть жена, разумеется, Ирина Скорбцева).
Да, эта приязнь девы из космоса к местному учёному – платоническая.
Но, попади они в СССР, их ждало бы примерно такое же грустное зрелище, правда, с иными нюансами.
Да разве это можно явить на экране? Нам транслируют нехитрую мысль: цивилизация застряла на убогом и варварском этапе своего развития, а контакты с мудрыми существами из глубин космоса — это пока не наша тема.
Финал – грустный. Никакого хэппи-энда. Ещё в этом фильме – этакие «концентрированные 1970-е» в плане эстетики и дизайна. Вообще, у нас могли бы делать крутую экшн-фантастику, как этот фильм, но …не хотели.