«Молодая гвардия»: как Герасимов «перелопатил» роман Фадеева и создал кино о настоящих героях

Фильм «Молодая гвардия» 1948 года — один из лучших советских кинороманов о Великой Отечественной войне. Когда в 1965 году этот фильм повторно выпустили на большие экраны, он вновь собирал полные залы.

Роман Александра Фадеева всесторонне исследовал психологию людей, сформированных советским строем. Конечно, материал для экранизации сложный.

Сергей Герасимов поставил себе цель – сохранить при переносе на экран все главные сюжетные линии и всю систему образов книги, и в итоге добился этого. Поэтому в этом случае фильм нисколько не уступает книге.

Режиссер долго шел к этой экранизации. Сначала он во ВГИКе использовал книгу для работы над этюдами, которая завершилась постановкой спектакля в Театре киноактера.

Потом началась кропотливая работа над сценарием, когда автор отсеивал несущественные детали, и делал акцент на главном.

Большую часть актеров Сергей Герасимов подготовил в своей объединенной актерско-режиссерской мастерской.

Инна Макарова, Нонна Мордюкова, Сергей Гурзо и многие другие, ставшие позже ведущими актерами советского кино, дебютировали именно в «Молодой гвардии».

Это был такой коллективный дебют, где можно выделить более удачные роли, например, Любы Швецовой, и менее удачные – Ули Громовой, Олега Кошевого, но стоит признать, что в фильме представлен слаженный, цельный состав актеров разных поколений.

В итоге перед нами предстает коллективный образ молодой гвардии, наследников и продолжателей дела коммунизма.

Рядом с молодогвардейцами Герасимов показывает представителей старой гвардии – руководителей комсомольцев-подпольщиков.

Образы Валько и Елены Кошевой, созданные Сергеем Бондарчуком и Тамарой Макаровой, в сценарии были прописаны более тщательно, чем молодежь.

Также Сергей Герасимов дополнил сценарий новыми фактами, которые брал из советских газет, из рассказов очевидцев и оставшихся в живых молодогвардейцев, которые режиссер собрал в Краснодоне.

В итоге в фильм попали несколько эпизодов, которых не было в первом варианте романа Фадеева.

Отказавшись от возможности прибегать к авторским отступлениям-раздумьям, которых так много в литературном первоисточнике, Сергей Герасимов уделил много внимания показу боевых действий подпольщиков, стремясь через динамику и движение раскрыть помыслы и особенности психологии своих героев.

Подробно и мастерски показаны сцены водружения знамени над городом, поджога биржи, освобождения пленных и ряд других. В некоторых сценах молодогвардейцы раскрываются с неожиданной стороны.

Например, неожиданно застенчивым и трогательным становится лихой Сергей, выполняющий задание вместе с Валей. Не менее интересна сцена, где Любка-артистка завлекает танцем фашистов, выражая им при этом свое презрение.

Своеобразно показаны в фильме враги. Детально ознакомившись с «полицаями», следователями гестапо и палачами, повинными в муках и смерти краснодонцев, режиссер решительно отказался от какого-либо усложнения образов врагов.

Вместо сложности были факты. Была внешняя немецкая аккуратность, видимость человеческой респектабельности, но над всем преобладала монотонная и бессмысленная жестокость. Эти палачи были винтиками огромной машины смерти.

Фильм «Молодая гвардия» оказал огромное влияние на советское кино.

В стремлении детально воссоздать обстановку действия, показать события и людей с бытовой точки зрения, сохранив при этом их историческую масштабность и истинную сущность – и есть «школа Герасимова», которая воспитала других великих советских режиссеров.

Оцените статью
«Молодая гвардия»: как Герасимов «перелопатил» роман Фадеева и создал кино о настоящих героях
Как ушел из жизни «Максим Горький»