Картина «Молодая жена» — это мой личный «топ», как сейчас принято говорить.
Я отношу такие фильмы в одну категорию и называю ее «протереть душу чистым платком». Или ополоснуть ключевой водой.
По крайней мере, после них именно такое ощущение. Будто ты очистился. От грязи, которая творится вокруг и с каждым днем становится только гаже и вонючее.
А вы знали, что съемки фильма велись в реальной деревне недалеко от Ленинграда. Никаких декораций.
А самой тяжелой для артистов оказалась сцена разговора Маняши и Володьки в общежитии. Снимали с нескольких дублей и даже прерывали процесс. Каменкова отвесила много пощечин Проханову, и у него даже заболело ухо.
Кстати Анна Каменкова жутко нервничала на пробах, и режиссер вообще не хотел ее утверждать. А потом актриса очень натурально расплакалась. Почему Леонид Менакер не видел в Анне Маняшу? Потому что он считал, что девушка должна быть кровь с молоком, розовощекая да с косой. Примерно как лучшая подружка Мани, которую сыграла Елена Мельникова.
А вот Сергея Проханова роль подлеца Володьки очень обрадовала. В отличие от Анны Каменковой, для которой эта роль была первой серьезной работой, Проханов уже был звездой. Только амплуа закрепилось положительное. После «Усатого няня».
И работа в «Молодой жене» раскрыла его талант еще больше. Он мог играть не только добрых, но и злых, подлых персонажей.
А вы знали, что судьба Анны Каменковой и ее героини Маняши перекликается?
В жизни муж актрисы старше ее на 15 лет.
А в 1979 году картина «Молодая жена» была признана лучшей по версии журнала «Советский экран».
И знаете, что я заметила? Молодежь не любит советские фильмы, отвергает и считает скучными. Но все молодые люди, которым я советовала этот фильм остались в восторге после просмотра. Почему?
Да потому что он о том, что не проходит, когда меняется строй и прогресс шагает вперед. О любви! А эта тема не имеет срока годности.
А вы знали, что изначально роль ЛЯКСЕЯ (как говорила бабушка Агаша) Ивановича предлагали Армену Джигарханяну????
Вот уж открытие. Я даже рассмеялась! И не потому что привыкла видеть Владлена Бирюкова. Да! Он справился с ролью выше всяких похвал! 100% попадание в образ!
Рассмеялась я, потому что ну какой же из Джигарханяна деревенский мужичок? Нет, хорошо, что такой вариант не случился. А как думаете Вы?
Фильм снят по повести Ирины Велембовской «За каменной стеной». Очень громкое название, правда, же? Вообще проза Велембовской это самые настоящие женские судьбы и характеры. По ее же повести был снят фильм «Сладкая женщина».
И наш с вами любимейший фильм «Женщины» с Ниной Сазоновой, Инной Макаровой и Галиной Яцкиной это тоже экранизация повести Ирины Александровны.
Хочу немного прерваться. Прервитесь и вы тоже. Сегодня я узнала, что 11 марта Галины Яцкиной не стало. Как же я любила ее Алю Ягодкину, которая и сама была как ягодка. Звонкая, тоненькая, красивущая!!! Глаз не отвести! Спасибо актрисе за незабываемые роли.
Так вот…
По просьбе режиссера Менакера Ирина Велембовская согласилась переделать финал. Она участвовала в написании сценария.
А финал повести совсем другой. Безрадостный и беспросветный. Маня уходит от черствого мужа.
Но это не единственное отличие фильма от повести.
Пробежимся по самым заметным?
Агаша в повести не бабушка, а мать Мани. И Маня вовсе не сирота.
Типаж Маняши в повести кардинально другой. У нее черные глазки бусинки и черные волосы. За это Володька зовет ее цыганкой.
А вы знаете, что в повести вообще нет Володьки. Осязаемого так сказать. Он просто пришлет Вале письмо, в котором и признается в новой любви.
Согласитесь, в фильме этот момент обыгран идеально! Во-первых, куда без Володьки в исполнении Проханова, а во-вторых…
Куда без этого эпизода на свадьбе? Это же настоящая трагедия! А помните лицо Гели? Она ведь тоже все-все поняла, развернулась и уехала. Уберегла саму себя от ошибки связать жизнь с таким как Володя.
Еще одно отличие повести от фильма это линия с продавщицей Томой. Тома с ума сходит по Алексею, надеется, ждет. Помните, как она плачет, выходя из дома Алексея? В этот момент она четко понимает, что нет у них с ним общей дороги. И воет в кулак, по-бабьи, как это часто бывает. Когда горит все внутри, будто жар с печи сглотнула, как говорила Надюха из «Любовь и голуби»…
А в повести эту героиню зовут Лиза и она не имеет никаких чувств к Алексею. Наоборот! Она уговаривает Маняшу выйти замуж за Алексея, расписывая его достоинства.
Я знаю, что многим зрителям не нравится финал истории. А многие его оспаривают и не верят в чувства Мани и Алексея, не верят в то, что Маня действительно полюбила мужа.
Я же считаю…
Считаю, что Маня действительно его полюбила. Да, это уже другие чувства. Не такие пылкие и стихийные, как с Володькой. Это чувства взрослой Маняши.
Для меня есть две отправные точки.
Когда Маня рассматривает спящего мужа. Помните ее взгляд с хитрецой? Так смотрит женщина, которая все для себя решила. И таким же взглядом Маня встречает Алексея в финале. Когда они стоят в проеме. Она смотрит на него как смотрит жена на мужа. Любящая жена. А Алексей тупит взгляд, понимает, что наломал дров.
Что же касается Алексея…
Да черствый, да отправлял в мороз торговать, да вел себя как…(промолчим).
Только он и правда любит Маняшу. И вести себя будет иначе. Мне вообще кажется, что уж теперь-то повзрослевшая Маня сможет вить веревки с Леши, и все он будет делать. И жить они будут хорошо, в любви.
А финал как в повести мне как зрителю совсем не нужен.
А вам?
Вы тоже не верите в их любовь? Или наоборот считаете, что любовь уже есть и будет?