Момент в фильме Приезжая, который вызывает у меня диссонанс

Продолжаем нашу уже почти постоянную рубрику: «Вещи в советских мелодрамах, которые выходят за рамки моего понимания и здравого смысла». Сегодня у нас на разборе фильм «Приезжая» 1977 года от режиссёра Валерия Лонского.

По сюжету в небольшой посёлок приезжает учительница по имени Мария Нестерова вместе со своей маленькой дочуркой Катей. Там она с первых дней уже приглянулась одному местному колхозному шофёру по имени Фёдор, который, не теряя ни минуты, тут же начинает ухаживать за Марией. В роли новоприбывшей учительницы здесь очаровательная Жанна Прохоренко, а мужественного водителя Фёдора Семёновича сыграл Александр Михайлов.

Если сюжет вам показался слишком знакомым, то не беспокойтесь – вы в этом не одни. Просто фильм «Приезжая», то ли намеренно, то ли уж случайно так получилось, по общей фабуле практически полностью копирует уже разбираемую мной ранее картину «Весна на Заречной» 1956 года.

Тоже молодая учительница, тоже влюблённый в неё взрослый мужчина, который уж совсем не представляет из себя высокообразованного интеллигента, зато сердце у него большое, а чувства его искренние. Впрочем, мы здесь собрались обсуждать не факт «плагиата». Вполне возможно, что это не более чем совпадение. Иначе по такой же логике можно сказать, что чуть ли не половина фильмов просто копируют друг друга.

Возвращаясь к «Приезжей», в общем, фильм мне показался гораздо слабее «оригинала» по многим причинам. Не назову эту ленту плохой, ни в коем случае, просто создаётся такое ощущение, словно авторы не совсем поняли, почему именно история «Весна на Заречной» в своё время зацепила сердца миллионов советских зрителей.

Понимаете, в случае с персонажами Татьяны Левченко (Нина Иванова) и Александра Савченко (Николай Рыбников) я был полностью уверен в том, что Саша действительно хочет измениться ради своей возлюбленной в лучшую сторону. Возможно, местами он вёл себя не так, как подобает истинному интеллигенту, но это и понятно – он вырос в совершенно другой среде.

Для него Татьяна Сергеевна представляет эдакий недостижимый идеал: умная, образованная, воспитанная, с тонким пониманием всей красоты русского языка и написанных на нём гениальных произведений литературы. А кто такой Саша Савченко? Вполне себе обычный сталевар и только.

Но эта «разница» между ними совсем не становится помехой ни для Саши, ни для Тани. Тут скорее их статус взаимоотношений учитель-ученик создаёт проблему, потому что, сами понимаете, педагогическую этику и деловую репутацию ещё никто не отменял. Но, в конце концов, смотря на Левченко и Савченко, я могу сказать точно – они будут отличной парой.

Возникает ли такая же мысль, когда смотришь на пару Нестеровой и Баринева? Абсолютно нет. Фёдор по ходу фильма вообще будто и не меняется от слова совсем: каким был в начале, таким и остался в самом конце. Более того, авторы, по непонятной мне причине, ввели эту странную сюжетную линию с эдаким любовным треугольником, внедрив в сюжет бывшего мужа Марии – Владимира Корнеева, сыгранного Михаилом Чигарёвым.

Корнеев должен был стать неким своего рода антиподом Фёдора, на фоне которого шофёр будет выгодно выделяться: весь из себя модный, стильный, напомаженный, при этом абсолютно безответственный инфантильный мальчишка, уже однажды бросивший Машу с ребёнком на руках.

Фильм «Приезжая» я бы кратко описал так: из «Весны на Заречной» убрали всю комплексную проблематику таких вопросов, как: «Могут ли насколько разные люди любить друг друга?» и «Готов ли человек измениться во имя любви?» При том, что эти идеи являются центральными в картине. А какой смысл раскрывает фильм «Приезжая»? Что лучше уж выбрать грубого деревенского мужика, чем подлого, зато очень «изящного» бывшего?

Впрочем, я бы не хотел так категорично отзываться о фильме. Как я уже отметил, он мне действительно понравился. В основном из-за актёрской игры Прохоренко с Михайловым, а Чигарёв так вообще заслуживает отдельной похвалы. Однако, если взглянуть объективно, то это всего лишь достаточно банальная мелодрама со стандартным выбором между двумя архетипами: простым русским мужиком и изворотливым эгоистичным «ловеласом». Вполне очевидно, как подобные истории заканчиваются в итоге.

Вы не подумайте, «Приезжая» – это действительно хороший фильм, просто у него явно был потенциал стать чем-то гораздо больше, глубже и сложнее. Но нет, на выходе получился стандартный любовный треугольник с предсказуемым хэппи эндом.

Оцените статью
Момент в фильме Приезжая, который вызывает у меня диссонанс
«Интердевочка» — зачем Таня нужна Ларсену?