Мощная, но забытая роль Георгия Вицина в острой короткометражке

За сорок минут фильма актёр показал героя, проходящего путь от бесспорной уверенности в собственном всевластии до осознания своего же ничтожества и никчемности.

Многие зрители и киноведы вносят роль Георгия Вицина в короткометражке Виталия Тарасенко «История с метранпажем» (1978) в число самых его сильных и значимых при том, что

лента несколько лет пролежала на полке, да и после широкой известности не снискала.

Для молодого режиссёра Виталия Тарасенко постановка стала первой самостоятельной картиной, прежде он создал лишь дипломную короткометражку.

Сценарий кинематографист написал сам, а в его основе была одноимённая пьеса Александра Вампилова, одна из двух частей трагикомедии «Провинциальные анекдоты». Произведения Александра Вампилова при его жизни не признавали, театры ставить его пьесы не брались.

Проживи драматург дольше (а он ушел в возрасте чуть за 30), он, возможно, увидел бы, как его творения становятся хитами: понемногу, несмело, но режиссёры всё-таким начали осваивать вампиловскую прозу.

Считается, что дорожку тут проторил Георгий Товстоногов, который в БДТ в начале 1972 года создал спектакль по «Провинциальным анекдотам».

Главные герои повествования — сотрудники и постояльцы маленькой провинциальной гостиницы. Начинается всё с того, что заядлый хоккейный болельщик Потапов мечется по коридору: вот-вот начнётся важный матч, а в его номере сломался телевизор.

Потапов, захваченный эмоциями, врывается в номер и усаживается перед телевизором, не замечая ничего вокруг. В комнате же находится девушка, крайне напуганная таким напором.

Лишь посмотрев первый тайм, Потапов приходит в себя и понимает, как он испугал девушку. Но герои знакомятся и находят общий язык. Виктория предлагает Потапову остаться и и смотреть продолжение, но в это время по коридору проходит строгий администратор Семён Васильевич Калошин, который

бдительно следит, чтобы все постояльцы находились в своих номерах, соблюдали дисциплину и не нарушали нравственные принципы.

Поняв, что Потапов намеревается остаться у Виктории, Калошин врывается в номер и со скандалом выпихивает мужчину. А чуть позже выясняется, что Потапов — метранпаж. Никто не знает, что это значит. Может, влиятельное лицо? Ревизор? Больший чиновник?

Калошин, предвидя неприятности из-за скандала с метранпажем, решается имитировать безумие, вызывает приятеля-врача, но тот, приехав, понимает, что Калошин близок к сердечному приступу, возможно, с трагическим финалом.

Понимая, что он его жизнь вот-вот оборвётся, Калошин начинает рассуждать о жизненном пути, своей никчемности, бессмысленности, нелепости прожитых лет. И вместо самоуверенного администратора гостиницы, властительного царька, появляется маленький разочарованный человек, так и не нашедший себя.

Роль Семёна Калошина, фактически бенефисную, посколько именно на его монологах строится вторая часть сюжета, режиссёр отдал Георгию Вицину.

Несмотря на то, что актёр больше известен как комедийный, в его фильмографии были и драматические образы, причём в них он был не менее, а, может, даже более убедителен, чем в комичных.

Режиссёрский выбор определённо стал большой удачей для фильма: Георгий Вицин буквально прожил эти сорок минут на экране, показав целую жизнь своего героя.

В роли Виктории — Наталья Белохвостикова, в роли молодой жены Калошина Марины — Людмила Ларионова.

Метранпажа-хоккейного болельщика Потапова сыграл актёр Театра на Таганке Владимир Матюхин, ухажёра Марины Олега — Тимофей Спивак,

а роль врача Рукосуева, приехавшего спасать друга Калошина, досталась Геннадию Юхтину.

Работу над «Историей с метранпажем» завершили в 1978 году. Однако до массового зрителя лента не дошла, надолго осев в архиве. Лишь в восьмидесятые её показали на телевидении, но и тут успеха не случилось.

Причина не вполне ясна: постановка качественная, герои достоверны, а солирующий Георгий Вицин вновь очаровывает безупречностью даже в деталях и не фальшивит ни секунды. В общем, не пожалейте сорока минут, чтобы познакомиться с фильмом.

Оцените статью
Мощная, но забытая роль Георгия Вицина в острой короткометражке
Роман с французским лётчиком и благодарность Наталье Гундаревой: о судьбе актрисы Инны Ульяновой