Если бы не Владимир Валентинович, сценарий этого фильма так и остался бы нереализованным. Известные режиссеры отказывались с ним работать, а актеры – участвовать в скучной, по их мнению, «мыльной опере». Но у Меньшова было свое мнение на этот счет. Профессиональная интуиция его не подвела.
1. Когда сценарист Валентин Черных предложил свою работу Меньшову, тот как раз искал материал для нового фильма. Но вначале история его не слишком впечатлила. Молодой режиссер показал текст более опытным коллегам. Те рекомендовали не связываться. И даже супруга режиссера Вера Алентова сочла сценарий полной ерундой.
2. Меньшова зацепил в тексте один момент – эпизод с будильником. Когда главная героиня засыпает совсем еще юной девушкой, а просыпается через двадцать лет зрелой, уже состоявшейся женщиной.
«Да это же наша с Верой жизнь», – подумал тогда Меньшов. Он считал, что на основе этого эпизода можно выстроить интересную историю. Но Черных дорабатывать текст отказался. Видимо, считал шедевром. «Не нравится – переписывай сам», – заявил он Меньшову.
3. Владимир Валентинович серьезно изменил первоначальный текст. Главная героиня вместо приема граждан отправилась в клуб знакомств, где ее сватали за «очень ответственного работника главка». Гоша из сварщика превратился в слесаря-интеллигента. В сценарии появилась сюжетная линия с хоккеистом Гуриным.
Меньшов добавил момент со Смоктуновским, который «поздновато начинает карьеру». Придумал главный лейтмотив фильма – в 40 лет жизнь только начинается. Переписал некоторые диалоги, добавил новых героев. Многие сцены он сделал более приземленными и нарочито бытовыми. Чтобы все выглядело, как в реальной жизни. В итоге текст увеличился на треть.
4. Когда рабочий вариант сценария был утвержден, начались долгие и мучительные поиски артистов на ключевые роли. Меньшов очень хотел, чтобы трех героинь-подружек сыграли Маргарита Терехова (Катерина), Анастасия Вертинская (Людмила), Галина Польских (Антонина). Но Терехова уже дала согласие на съемки в «Трех мушкетерах», а предложение молодого режиссера сочла бесперспективным. Вертинская и Польских возмутились, как вообще им могли такое предложить.
5. От женских ролей также отказались Ирина Купченко, Наталья Андрейченко и другие именитые актрисы. Им это было неинтересно. Те же, кто соглашались, по различным причинам не устраивали то режиссера, то худсовет. На роль Антонины не утвердили, например, Нину Русланову. В итоге одни актрисы обижались на само предложение сниматься в таком «несерьезном» кино. Другие – на то, что им указывали на дверь.
6. По итогам кинопроб Антониной стала Раиса Рязанова. А Людмилой – Ирина Муравьева. Меньшов увидел ее в каком-то телеспектакле. И понял: вот она, его идеальная Людмила. Муравьева очень серьезно подошла к роли и работала на съемках с полной самоотдачей. Но увидела готовый фильм – и очень обиделась. Ее собственная героиня ей категорически не понравилась.
Получилась грубой и вульгарной. Но когда актриса стала получать восторженные письма со своей страны, то обида быстро забылась.
7. Дольше всего искали актрису на роль Катерины. Когда поиски зашли в тупик, Меньшов предложил пройти кинопробы своей жене. Вера Алентова была не в восторге от этой идеи, но не стала подводить мужа. В итоге стопроцентно попала в образ.
8. Проблемы были с подбором актеров на роли Гоши и женатого бойфренда Екатерины. Гошей могли стать Олег Ефремов и Виталий Соломин. Однако они не устроили режиссера. А бойфрендом – Вячеслав Тихонов. Но «Штирлица» возмутило подобное предложение. Зато охотно согласился Олег Табаков, несмотря на то, что был очень занят в «Трех мушкетерах».
9. Когда Владимир Меньшов увидел по телевизору фильм «Дорогой мой человек» с участием Алексея Баталова, то понял, что тот и должен играть Гошу. Однако артист отказался. В отчаянии режиссер хотел встать в кадр сам.
Но Баталов перечитал сценарий и неожиданно передумал. Свое решение позже он объяснил так: «Я увидел, что Гоша – это не тот регламентированный государством рабочий, который уже сто раз бывал на экране. Это абсолютно другой человек, и мне стало интересно попробовать его сыграть».
10. По сценарию Гоше было сорок лет. Баталов же был значительно старше. И актера решили омолодить. Режиссер принес на съемки накладку, в которой однажды снимался сам. Реквизит подошел Баталову идеально.
***
11. В роли дочери Катерины режиссер с самого начала видел только Наталью Вавилову, сыгравшую в его дебютной работе «Розыгрыш». Разумеется, девушка согласилась сниматься. Но тут воспротивились ее родители. Отец Вавиловой был дипломатом и хотел, чтобы дочь получила нормальное образование, сделала хорошую карьеру, а не забивала себе голову всякой ерундой.
Поменять свое решение его убедил Алексей Баталов. Известный артист просто явился к Вавиловым домой и пообщался с ними за семейным столом.
12. Когда полностью готовый фильм посмотрел худсовет, то потребовал удалить несколько крамольных с точки зрения чиновников сцен. В окончательную версию не вошли несколько нескромных эпизодов с участием Алентовой и Табакова. Были вырезаны бытовые сцены с участием Натальи Вавиловой.
В корзину отправилась большая часть истории Гурина и Людмилы – эпизоды, где герои были счастливы, а хоккеист находился на пике славы. Под нож пошло много сцен, где герои шутили и выпивали. Итоговая версия кинокартины стала короче на час.
13. После выхода на экраны «Москва слезам не верит» произвела фурор. Только в нашей стране фильм посмотрели почти 85 миллионов зрителей. А уж когда кинокартина Владимира Меньшова получила «Оскар», то этого молодому режиссеру не простили и не выпустили его за рубеж на награждение.
Причина была формальной. Владимир Валентинович, как известно не лез за словом в карман. И в кругу коллег имел неосторожность высказаться о советской политике да еще восхититься зарубежными магазинами, полными товаров. Кто-то из коллег тут же написал донос.
14. Заветную статуэтку режиссер получил лишь много лет спустя – в конце 80-х годов на церемонии вручения премии «Ника». Чиновники из Госкино почему-то решили, что за кулисами он потом отдаст статуэтку им обратно. Но Меньшов поступил по справедливости и унес ее с собой.
15. По легенде, тогдашний президент США Рональд Рейган перед встречей с Михаилом Горбачевым посмотрел фильм Меньшова несколько раз. Пытался понять нашу загадочную русскую душу. Но, судя по всему, ничего он так и не понял.