«Москва слезам не верит» – один из самых популярных советских фильмов. В первый год после премьеры его посмотрело более 90 миллионов человек, а спустя время картина получила «Оскар».
Спустя четыре десятка лет после первого показа сложно поверить, что сценарий фильма «Москва слезам не верит» никому не нравился, актеры отказывались сниматься, а про возможный успех никто и не думал.
История создания фильма очень интересна, но мало кто её знает.
Создание и изменение сценария
Изначально Валентин Черных писал сценарий «Москва слезам не верит» для конкурса. На работу он потратил всего 19 дней и занял 3 место.
Сценарий был опубликован в журнале «Искусство кино» и куплен Мосфильмом. Однако режиссеры не спешили брать его в работу.
Историю о трех подругах посчитали скучной.
Тогда супруга Валентина посоветовала ему обратиться к другу, Владимиру Меньшову, который на тот момент снял только одну картину – «Розыгрыш» – и находился в поиске нового сценария для съемок.
Меньшову сценарий тоже не понравился: сославшись на другие планы, он обещал подумать. Показал работу коллегам, которые также не воодушевились, а супруга режиссёра, Вера Алентова, и вовсе сказала: «Ну и мура!».
Однако, спустя время, Меньшов все же вернулся к сценарию, его зацепил эпизод с будильником. Тот самый, когда главная героиня засыпает со слезами на глазах, а просыпается спустя много лет в новой жизни.
Меньшов подумал, что, если сценарий доработать, может получиться что-то интересное. Но Валентин Черных отказался что-либо менять, и Меньшову пришлось работать над историей самостоятельно.
В первой версии сценарий фильма «Москва слезам не верит» был написан на 60 листах, а после внесенных изменений вырос до 90.
Например, фестиваль французского кино изначально был аргентинским посольством, куда подъезжали гости на дипломатический прием.
Также в первом варианте сценария главная героиня — депутат Моссовета, она ведет прием избирателей.
Меньшов решил, что это скучно, и появилась сцена, где Екатерина отправляется в клуб знакомств, а директриса сватает ее за «работника главка — очень ответственного, всего пятидесяти трех лет».
В первоначальном варианте не было истории хоккеиста Гурина, а «слесарь-интеллигент» Гоша работал электросварщиком на стройке.
Отказы актёров
После того как сценарий был окончательно готов, Владимир Меньшов столкнулся с новой проблемой. Теперь уже актеры не хотели работать над фильмом «Москва слезам не верит».
Сценарий показывали многим актрисам. Анастасия Вертинская, Жанна Болотова, Ирина Купченко, Валентина Теличкина сказали, что проект скучный и неинтересный, в итоге отказались от работы.
На роль Катерины уже практически договорились с Маргаритой Тереховой, но и та передумала, так как ее пригласил Юнгвальд-Хилькевич в «Три мушкетёра» играть Миледи.
Стать Катериной согласилась Наталья Сайко, она прекрасно прошла пробы с актером Виталием Соломиным, который претендовал на роль Гоши. Но в этот раз уже самого Меньшова не устроил артист.
Соломина заменили на Алексея Баталова, после чего вновь возникли сложности с главной актрисой.
Режиссеру не понравилось, как Наталья смотрится в кадре с “новым Гошей”, пришлось возобновить поиски.
В итоге Меньшов предложил роль своей жене Вере Алентовой, и, несмотря на то, что сценарий ей изначально не понравился, артистка не смогла отказать мужу.
Ирину Муравьёву Меньшов увидел случайно в одном из спектаклей и сразу понял: она идеально подходит на роль подруги главной героини. В ней была необходимая для Людмилы искорка.
Сложно дались поиски актера и на главную мужскую роль. В Олеге Ефремовом, Игоре Охлупином, Виталии Соломином и Вячеславе Тихоновом режиссер не увидел мужчину «у которого нет недостатков».
Меньшов уже сам собирался сыграть роль Гоши (!), как вновь помогла случайность. Он увидел по телевизору картину «Дорогой мой человек», где снимался Алексей Баталов, и предложил ему злополучную роль.
Тот сначала отказался, но в итоге решил принять предложение. Уже после премьеры Баталов рассказал, что очень полюбил своего героя.
А как его полюбили все женщины страны! Несмотря на то что в последние годы поведение Гоши подверглось жестокой ревизии и умиляться его нелепому мачизму все труднее, он все же остается любимцем зрителей. Великая вещь – харизма!
Меньшов не ошибся, когда начал работать с Баталовым: актер не только отлично справился со своей ролью, благодаря ему в фильме «Москва слезам не верит» появилась актриса Наталья Вавилова.
Родители девушки были против того, чтобы она связывала свою жизнь с кино. Чтобы их переубедить, режиссер отправил Алексея на переговоры, которые завершились успехом.
Увидев перед собой знаменитого артиста, родители Натальи не смогли отказать, и в итоге она сыграла Александру.
Успех фильма «Москва слезам не верит»
Готовую картину принимал худсовет. Члены комиссии были уклончивы, выражая свое мнение. Но директор «Мосфильма» Сизов сказал: «А я думаю, что мы с этой картиной еще столько призов и народной любви поимеем!»
Фильм посмотрели и представители высшего руководства страны. Меньшов тогда сильно переживал о том, что они скажут, но Сизов ему сообщил, что от «Москвы…» сам Брежнев в восторге!
Впоследствии картина получила премию «Оскар» и была куплена более чем 100 странами для показа.
Вряд ли за рубежом она снискала такой ошеломительный успех, как в нашей стране, где она прочно заняла место в советской киноклассике и в сердцах советских людей. «Как долго я тебя искала…»