Это была вторая работа режиссера, который и сам был родом из простого народа, поступил во ВГИК лишь со второй попытки и успел поработать на заводе.
Конечно же, никто и предположить не мог, что такая бесхитростная картина с небольшим бюджетом, действие которой почти повсеместно происходит в Москве, могла получить Оскар.
Однако, все сложилось как нельзя кстати. Хотя Меньшову и пришлось собирать свой легендарный актерский состав буквально по крупицам. И вносить в сценарий некоторые правки. Об этом мы сегодня с вами и поговорим.
У Кати, Людмилы и Тоси были реальные прототипы — родные тетки сценариста Черных. Все характерные черты и манеры он точно подметил и списал с родственниц.
Сценарий вышел под названием «Дважды солгавшая». Меньшову он приглянулся одной единственной сценой, когда 20-летняя Катя заводит будильник и просыпается ровно через такое же количество лет.
Именно с этой идеи и началась вся работа над фильмом.
И конечно же, актрису на роль Кати оказалось не так-то и просто найти. Именитые красавицы советского кино выказали свое «фи», ознакомившись с сюжетной линии своей возможной героини.
Среди них были А. Вертинская, М. Терехова и И. Купченко. Будущий фильм показался им не серьезным и качество его эти дамы ценили не высоко.
Единственные актрисы, которые сами желали сыграть главную героиню — это Раиса Рязанова и Наталья Сайко.
Правда Рязанова быстро поняла, что никакая она не Катерина, зато Тося будто с нее списана. Чему был несказанно рад и сам Меньшов. А вот Сайко подошла ему на роль Кати.
Людмила тоже нашлась довольно быстро. Владимир Валентинович увидел Ирину Муравьеву в одной из театральных постановок. В то время актриса ещё не была столь известна в кино и от предложения сыграть в «Москве…» не отказалась.
Казалось бы, все отлично, бери и снимай. Но с поиском актера на роль Гоши/Гоги/Георгия Ивановича возникли некоторые трудности. Здесь претенденты сами не устраивали Меньшова. Даже такие именитые как Олег Ефремов.
Владимир Валентинович уж было решил сам сыграть этого персонажа, но тут он увидел картину «Дорогой мой человек» с Алексеем Баталовым в главной роли. Он понял, что вот тот самый Гоша и есть.
Однако именитый артист посчитал предложенный образ легкомысленным. Уговаривать Баталова пришлось долго. К тому же, он был на 10 лет старше своего героя.
Но Меньшов был непреклонен — хочет видеть в своем фильме только его! И актер сдался.
Когда начались съёмки, стало ясно, что Сайко и Баталов абсолютно не смотрятся вместе в кадре.
Тогда, от безысходности, Владимир Валентинович упросил сыграть Катю свою жену — актрису Веру Алентову. Она колебалась, но потом решила помочь супругу, даже не ожидая какую оглушительную популярность ей принесет этот фильм.
Киношную дочку Алентовой и Баталова сыграла молодая непрофессиональная актриса Наталья Вавилова, которую Меньшов снимал в своей дебютной картине «Розыгрыш».
И вновь родителей Вавиловой, не желавших видеть дочку в кино, пришлось уговаривать, причем удалось это сделать только Баталову.
Александр Фатюшин изначально был утвержден на роль Тониного мужа Коли, но потом режиссер увидел в нем хоккеиста Гурина и специально развил тему этого персонажа в своей картине.
А на роль простоватого Николая был приглашен актер Борис Сморчков.
Даже на эпизоды Меньшов приглашал людей интересных. И это касается не только звёзд кино, мелькнувших в сцене у кинотеатра, но и например образа Гошиного друга, который жарил шашлыки.
Его воплотил сценарист таких фильмов как «Афоня» и «Зимний вечер в Гаграх» Александр Бородянский.
Душа компании, он очень органично смотрится в кадре, а приглашен был на эту роль за сходство с Лениным, в чем Меньшов усмотрел комичность момента. Владимир Валентинович и сам мелькнул в кадре среди друзей Георгия Ивановича.
Он неприметный персонаж с плаще и шляпе, подозрительно смахивающих на одежду Глеба Жеглова из «Места встречи…».
Некоторым актерам пришлось столкнуться с не совсем комфортными условиями съёмок. Так, например, Алексей Баталов жутко промерз в халате и тапочках в своей «квартире», которую снимали в не жилом доме, готовящемся под снос.
Соседок его сыграли несколько бабушек, ещё не успевших выехать из аварийного жилья.
Зато воблу герой Баталова ел настоящую, астраханскую, присланную с самой родины Меньшова.
Померзнуть пришлось и звездам-эпизодникам в сцене у кинотеатра, ведь лето снимали ближе к зиме. Сцену едва успели отснять до снега, а актеры и массовка были одеты в лёгкую и нарядную одежду.
Вера Алентова совершенно не умела водить машину, она терялась за рулём, путала педали.
Говорят, помощник оператора изготовил особую конструкцию, которая позволяла ему, лёжа на полу за передним сидением, управлять автомобилем посредством педалей, в то время как актриса лишь крутила баранку.
К сожалению, судьба далеко не всех актеров, снявшихся в этом фильме, сложилась счастливо. А мужская половина актеров уже на том свете. Некоторые из них прожили всего чуть больше пятидесяти.
В судьбе Натальи Вавиловой, случилась трагедия, вынудившая ее отказаться от мечты сниматься в кино. Травма после падения с лошади.
Однако, бывшая актриса нашла себя в изготовлении мебели и керамических изделий на заказ. Этим они промышляли с мужем до самой его смерти. Вавилова и до этого не жаловала журналистов, а после потери любимого и вовсе замкнулась в себе.
Никто не ожидал, что фильм «Москва слезам не верит» станет столь популярным и получит Оскар, но все произошло именно так.
Да и актеры, сыгравшие главные роли, проснулись знаменитыми. Большинство праздничных программ нашего телевидения не обходится без этой искренней мелодрамы.
И мы, зная наизусть каждую реплику, все так же садимся к экранам и переживаем за судьбы Кати, Люды и Тоси, сумевших за столько лет стать нам родными.