«Москва слезам не верит» — смысл эпизода со Смоктуновским

В двухсерийном шедевре «Москва слезам не верит» (1979) есть запоминающийся фрагмент, который выглядит каким-то случайным и просто характеризующим эпоху – как роман «Три товарища», который читает вся Москва; как дача от производства у Колиных родителей;

как непременный поэт в компании молодых поклонников Людмилы; как имя Вана Клиберна в эпизодическом разговоре по телефону. Итак, сначала идут знаменитые актёры 1958 года, встречаемые экзальтированной толпой.

Владимир Меньшов пригласил Георгия Юматова, Леонида Харитонова, Иннокентия Смоктуновского и Татьяну Конюхову сыграть самих себя (на языке синематографа это называется «камео»). Все они были уже немолоды, хотя, и выглядели хорошо сохранившимися.

И вот тут — момент истины. Сначала мы видим абсолютных звёзд 1950-х, которые вызывают бешеный восторг у Людмилы, обожающей эффекты и «красивую жизнь». Впрочем, для неё только это и есть жизнь.

Леонид Харитонов – любимец всего Советского Союза, парень «с есенинской улыбкой» — он прославился ролью Ивана Бровкина в фильмах «Солдат Иван Бровкин» (1955) и в продолжении –«Иван Бровкин на Целине» (1958), «В добрый час» (1956), «Улица полна неожиданностей» (1957) .

Получал мешки писем от влюблённых в него девушек и женщин. Купался в обожании. Трижды был женат. К 1979 году – актёр небольших эпизодов и, в общем-то, забытый кумир.

Далее – шикарная дива Татьяна Конюхова, умевшая быть роскошной и – затрапезной, если это требовалось для роли. В 1950-х играла главные или – значительные роли. Считается, что «проснулась знаменитой» после «Разных судеб» (1956), где играла положительную героиню – Сонечку Орлову.

Опять же к концу 1970-х у Конюховой был громадный послужной список, где нет ни одной важной роли – сплошные соседки, сотрудницы, проходящие гражданки и даже сестра Ленина в исторической драме «Казнены на рассвете» (1964), но её там слишком мало.

Далее – Георгий Юматов. Начал сниматься ещё подростком в эпизодах, но по-настоящему прославился в уже упомянутых «Разных судьбах» (1956), где судьба свела их с Татьяной Конюховой (лишь на съёмочной площадке!)

Брутальная и при том – утончённая внешность, что вообще встречается в одном случае из тысячи – помогала Юматову в его артистической карьере. Обаяние, талант – всё при нём! Ему повезло гораздо больше, чем Харитонову и Конюховой, ибо в 1971 году он блеснул в легендарных «Офицерах»…

По сути, все трое (Юматов в меньшей степени) – лица 1950-х годов и на момент съёмок «Москва слезам не верит» — герои, оставшиеся в прошлом. Да, снимаются. Да, их помнят. Но у режиссёров (и у публики) давным-давно совсем другие фавориты, приоритеты и типажи.

И вот тут потрясающим образом рисуется тема Иннокентия Смоктуновского! Он всего на год старше Юматова, но какое разное начало пути – когда Юматов уже был более-менее известен, Смоктуновский всё ещё играл в провинциальных театрах (Норильск, Дагестан, Сталинград).

К 1958 году – а именно этот год в кадре – у будущего Гамлета было всего несколько малозначительных проектов, которые сейчас интересны лишь потому что это — Иннокентий Михайлович С.!

Да и выглядел он явно не молодо, в отличие от ровесника Юматова – у Смоктуновского складывалась не самая лёгкая юность, было, от чего рано состариться. В середине 1960-х, когда, как раз, Смоктуновский сделался мега-звездой, ему было 40 лет.

Вот! Те самые 40 лет, когда жизнь только-только начинается. Великолепный эпизод, иллюстрирующий главную мысль кинокартины.

Я смотрела «Москва слезам не верит» на большом экране и в тот момент, когда Люда с Катей пожимают плечами, не зная, что за актёр, в зале раздался коллективный хохот – и было, над чем смеяться.

В 1970-х годах Иннокентий Смоктуновский – непревзойдённый гений, авторитет, образец интеллигента. Для человека 1970-х не знать, кто это такой – нереально смешно. И — дико. Смоктуновский — это дух и душа тогдашнего кино, театра и телевидения.

Кстати, в Ленинграде 1958 года Смоктуновский имел всё же известность – его парадоксального князя Мышкина в «Идиоте», поставленном товстоноговским БДТ, бегал смотреть весь город.

Но всё же любовь питерских театралов – это далеко не всесоюзная слава Харитонова, Конюховой и Юматова. Вот когда он стал Гамлетом, а следом и Юрием Деточкиным – тогда стало можно говорить о тотальной популярности.

Циничный физик Куликов из «Девяти дней одного года» — он тоже произвёл впечатление, хотя и меньшее, чем баталовский Гусев.

Этот фрагмент с участием мега-звёзд — очередное напоминание, что жизнь полна сюрпризов и — капризов богини Фортуны; а поздновато начинающий Смоктуновский оказывается в заметном выигрыше, и если бы Георгию Юматову не повезло с «Офицерами», где его (будем честны) затмевает Василий Лановой, то и эта актёрская судьба не выглядела бы идеальной — он тоже казался бы героем вчерашних дней…

Оцените статью
«Москва слезам не верит» — смысл эпизода со Смоктуновским
«Последний жулик» — как бы было в СССР при коммунизме