В советском фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» 1980 г. показали 3 подруг, которые – каждая по-своему – покоряли Москву:
1) Катя Тихомирова в исполнении Веры Алентовой сначала была из числа непоступивших и ушедших работать на завод по обычной рабочей специальности. Затем она родила дочку и совмещала вечернюю учебу с работой и воспитанием ребенка. В итоге Катерина Александровна доросла до директора химкомбината. А там и мужа нашла;
2) Люда Свиридова, сыгранная Ириной Муравьевой, была ее соседкой по общежитию, тоже трудившейся на заводе. Не совсем ясно, кем она работала в промежутке между 1-й и 2-й серией, но в итоге нам ее показали сотрудницей химчистки. Ах, да, еще она успела побывать замужем за знаменитостью и развестись, когда звездный супруг запил;
3) Тося Буянова, в которую воплотилась Раиса Рязанова, изначально была и, видимо, так и осталась маляром-штукатуром на стройке. С Катей и Людой она познакомилась во всё той же общаге, где судьба свела их в одной комнате.
Кстати, в фильме ни Людмилу, ни Антонину по отчеству не называли.
Любопытно, что, когда Людмила и Тося вышли замуж и уехали жить каждая к своему к супругу, Кате разрешили остаться в комнате одной без подселения новых соседей – надо полагать, с учетом будущего ребенка. Повезло. Могли и выселить… Хотя в советское время с этим было лучше.
А еще любопытно, что подобные дружественные союзы в реальной жизни начинаются именно в юности и именно в общагах.
Если бы все эти 3 кино-подруги встретились в другом месте (допустим, в вузе или в какой-то тусовке) и в более старшем возрасте, скорее всего, настолько надолго они бы не подружились.
Ведь эти девчонки были уж слишком разными личностями. И особенно сильно отличалась от них Тося. Она выглядела не настолько яркой, как Катя и Людмила.
Не обижайтесь те, кому нравится эта героиня. Но Тося была человеком самым обычным – на 1-й взгляд. Поэтому-то и непонятно: зачем ее вообще ввели в сюжет? Ведь она особой роли в нем не играла. Каждый раз она появлялась cугубо «для фона».
К примеру, слишком ли сильно изменился бы сюжет, если бы нам не показали ее свадьбу? Да абсолютно не изменился бы. Просто Катя подругам (а главное – зрителям) призналась бы в своей беременности в какой-то другой сцене, вот и всё.
Так зачем тогда Тосю вообще включили в сценарий?
А затем, что Тося была представителем той самой соли земли, на которой, как известно, всё в мире держится. Она трудилась на очень народной работе, всегда была стабильной и постоянной, всю жизнь прожила с любимым (тоже простым, народным) мужем, вырастила несколько сыновей…
Тося, в отличие от подруг никогда:
- не была «вepтиxвocткой», как Людмила;
- не попадала в ненужные дела и ситуации, как Катерина (которая кpyтила в юности с ненужным ей Рудольфом, а во взрослом возрасте с еще более ненужным ей женатым Володей…).
Думаете, просто так нам показали, как и в 1-й, и во 2-й сериях мужья у жен (сначала родители Тосиного жениха, потом уж сама Тося с мужем) всё просили им хлеба дать, а те, смеясь, подавали? Что, у режиссера был лишний кусок пленки и он решил ее чем-то занять, вот и снял такой эпизод дважды?
Хлеб, как говорит пословица, всему голова. Основа основ. По крайней мере в нашей культуре. Вот и Тося символизировала такую постоянную основу, которая особо незаметна, но на которой всё держится.
Обе ее подруги были личностями яркими, привлекающими глаз, но нестабильными. Одна улетела в одну крайность, другая улетела (и, пардон, зaлeтела…) в другую.
Тося же всегда была устойчивой, надежной. Этакое «начало начал… в жизни надежный причал». Во всяком случае в народном понимании.
А вспомните, как Тосин жених возил ее со своими родителями знакомиться. С собой они взяли обеих Тосиных подруг. В устах жениха это звучало как «чтобы веселее было».
И они даже обе шествовали впереди, а собственно невеста, ради которой, казалось бы, и состоялось этакое мероприятие, шла скромненько позади. Родители жениха даже поначалу приняли Людмилу за невесту и нахмурились. Но потом сообразили, что невеста – скромница Тося, и радостно заулыбались: признали за свою.
Режиссеру же эта сцена понадобилась для того, чтобы показать ставший после премьеры фильма знаменитым диалог 2 подруг (заметьте, без участия Тоси).
Там Людмила озвучила свою позицию в духе «полюбить – так королеву, проиграть – так миллион». Катерина же возражала: дескать, с какой стати на нас клюнут московские женихи, если у них есть свои. Ну, и т. д. – вы прекрасно этот диалог помните.
То бишь сама по себе Тося при этом вновь выступила не каким-то важным персонажем, а всего лишь «фоном». Не будь поездки на «смотрины» к ее жениху, фильм не проиграл бы, просто разговор Катерины с Людмилой состоялся бы в другом месте, вот и всё.
Далее. Вот ведь и такое любимое нашим населением дело, как собственная дача/огород/сад, тоже было именно на Тосе. Вспомните, как во 2-й серии Людмила, помогая собирать урожай на участке подруги, сетовала: дескать, хозяев раскулачить надо бы. А Тося добродушно посмеивалась: мол, я посмотрю, как ты банки с этими огурцами зимой открывать будешь.
К тому же, эта дача нужна была вновь как «фон» – чтоб директор (!) фабрики Катерина не просто так в пригородном вагоне каталась (над ней потом даже дочь иронизировала: «Поздравляю, ты уж начала в электричках знакомиться!»), но по поводу. А иначе где бы она могла столкнуться с Гошей? Не в клубе ведь «Для тех, кому за…».
Так что Тося была той основой, вокруг которой крутились многие события. Сама она их не провоцировала и активной роли в них не играла. Но как-то так получалась, что она… словно бы их притягивала.
Кстати, и «Оскара» этот фильм Меньшова получил во многом… благодаря Тосе.
Нет, конечно, участники жюри «Оскара» не ориентировались на эту героиню. Наверняка они ее вообще не особо отметили.
Но за что дали награду? За то, что в кино показали своего рода энциклопедию определенного периода жизни в определенном городе. А Тося как раз была скрепителем и периода, и города…
Вот так одну из самых знаменитых наград в мировом кино наша картина получила во многом благодаря героине, которая особой нагрузки на сюжет не давала. По крайней мере на 1-й взгляд. Парадокс?..