Мотыль вынужден был поменять финал фильма: как снимали «Белое солнце пустыни»

1960-е и 70-е годы на «Мосфильме» — это время расцвета деятельности Экспериментального творческого объединения, которым руководили режиссер Георгий Чухрай и советский организатор кинопроизводства Владимир Познер, отец известного журналиста.

Чем оно запомнилось?

Здесь создавали качественное кино при эффективном расходовании средств.

«Неуловимые мстители», «Афоня», «Иван Васильевич меняет профессию», «Белое солнце пустыни» — классика советского кинематографа, на которую были потрачено относительно скромные бюджеты.

Именно Познеру и Чухраю пришла идея о том, чтобы снять хороший фильм в жанре вестерна, но чтобы события развивались на востоке. В качестве режиссера рассматривался Андрей Кончаловский.

Именно он помог написать первый вариант сценария фильма. Но этот вариант руководство «ЭТО» не устроил, а сам Кончаловский занялся другим проектам – экранизацией «Дворянского гнезда».

Переписанный сценарий под названием «Спасите гарем» намеревались экранизировать сам Андрей Тарковский и Юрий Чулюкин, который до этого снял знаменитых «Девчат».

Сценарий, основанный на воспоминаниях о Гражданской войне, написали Руслан Ибрагимбеков (с ним потом много лет работал Никита Михалков) и Валентин Ежов. Этот вариант сценария был утвержден. А в кресло режиссера пригласили Владимира Мотыля.

Режиссер был к тому моменту уже известен фильмами «Ждите писем», «Дети Памира» и «Женя, Женечка и «катюша». Владимир Яковлевич поначалу не верил в успех фильма и не хотел за него браться, но он согласился из-за нужды в деньгах.

Отдельная история (как и в любом масштабном непроходном проекте) – это подбор актеров. Сначала на роль товарища Сухова определили популярного в те годы Георгия Юматова.

Как актер Георгию Александровичу цены не было, а вот как человек мог подвести. В первый же съемочный день он сильно выпил, после чего устроил безобразную драку. Его тут же уволили, и стали срочно (съемки то уже начались) искать замену.

Тогда на съемочную площадку в срочном порядке вызвали Анатолия Кузнецова, который пробовался на роль Сухова, но не был утвержден. Роль супруги Сухова исполнила Галина Лучай, которая работала редактором на телевидении.

Роль Петрухи могла достаться Юрию Чернову либо Савелию Крамарову, но его сыграл Николай Годовиков, который до этого снялся у Владимира Мотыля в фильме «Женя, Женечка и «катюша».

Кстати, Годовиков не был профессиональным актером. Хотя и снимался всю жизнь. Он был слесарем, в молодости числился как трудный подросток.

Владимир Мотыль присмотрел на роль Абдуллы профессионального актера Отара Коберидзе, но на пробах появился Каха Кавсадзе.

Он был убедителен в своем поведении, и быстро вошел в образ, хотя на коне до этого никогда не сидел. Мотыль отдал роль ему.

Роль Саида режиссер отдал своему давнему знакомому – актеру Спартаку Мишулину.

География съемок была обширной – снимали фильм «Белое солнце пустыни» под Ленинградом, в Туркмении, Таджикистане и Дагестане.

Съемки проходили сложно по нескольким причинам: бюджет в 650 тысяч советских рублей был ограниченным для такого кино, большая часть съемочной группы не имела опыта работы в полевых условиях.

Из актеров сложно было Павлу Лупескаеву, которому досталась роль Верещагина. Он играл без пальцев на ступнях, но обходился без дублеров. Съемки окончательно подорвали слабое здоровье актера, он умер через два года после премьеры фильма.

При монтаже тоже возникли проблемы. Худсовет после просмотра чернового материала накатал большой список правок, из-за цензуры. В том числе режиссеру пришлось изменить финал картины, который он видел совсем другим.

Сначала Сухов и Абдулла пытаются убить друг друга на баркасе, после чего продолжают борьбу в воде. Оба получают ранения, после чего, доплывший до берега Абдула умирает.

Сюда же сумел доплыть и Сухов. Жены бегут оплакивать Адбулу, а жена Верещагина пытается очистить рельсы от песка, чтобы поезд увез ее из этих мест.

Все эти сцены режиссер порезал, но комиссия требовала дальнейших правок. Мотыль не хотел портить свое произведение, и фильм лег на полку. Так бы его и забыли, наверное, до конца 80-х годов.

Но «Белое солнце пустыни» посмотрел Леонид Брежнев, и его выпустили на экраны.

Оцените статью
Мотыль вынужден был поменять финал фильма: как снимали «Белое солнце пустыни»
Почему Алентова пряталась от Меньшова и чем Муравьёва пугала буфетчиц на съёмках фильма «Москва слезам не верит»