Молодёжная драма «Моя Анфиса» (1979) интересен хотя бы тем, что Леонид Каюров, к тому времени утвердившийся в образе «плохого парня», сыграл тут милого, домашнего юношу. Кстати, в роли его отца снялся …реальный отец Леонида, знаменитый артист Юрий Каюров.
Итак, студент Николай – практически мажорчик. Он живёт в самом центре Москвы (из окна — роскошные виды), учится на филфаке (впрочем, его туда запихнули по блату), а родители – вполне респектабельные граждане, этакий советский миддл-класс.
Однако же Коля – добрый и открытый человек, хотя инфантильный. Судьба сводит его с хорошенькой маляршей по имени Анфиса (Марина Левтова). Девушка нравится ему с первого взгляда и …столь же быстро оказывается у него в пoстeли. Прыгает к нему в окошко из строительной люльки. Да-да.
Такие вещи тоже показывали в советских фильмах, ибо это – юные порывы, гормоны, жизнь. Анфиса вовсе не разбитная деваха, просто влюбилась. Они с Колей – одногодки, но выпускница ПТУ гораздо «старше» в социальном плане. Как человеко-единица.
Она – прочно самостоятельна. Он ждёт и — жаждет поддержки. Она – ведущая. Он – ведомый. У неё — профессия. У него — мечты. Больше того, Анфиса – почти идеальная девушка. Как-то: прыгает с парашютом, читает книги, ведёт общественную работу.
По виду и лексикону – типичная студентка. Вообще, в те годы делался упор на изображение «сознательных пролетариев» с целью повышения престижа рабочих специальностей. Отсюда – такие эталонные (почти) Анфисы.
Действительность была несколько сложнее (наш соседний дом был в 1970-1980-х отдан под общежитие строителей, так вот юные дамы там выглядели и разговаривали несколько иначе. Совсем иначе!).
Такая Анфиса с парашютами и художественной литературой была характерна для 1930-х годов, но да ладно – это же искусство, а оно часто приукрашивает всё и вся. Несмотря на то, что героиня Марины Левтовой – воспитана и деликатна, родственники Николая выступают против.
Точнее, кипит оскорблённая мама (Нина Меньшикова). Она активно против, а вот папа (Юрий Каюров) силится понять. Ему Анфиса тоже показалась хорошей: готовит — вкусно, убирается — чисто, обои клеит — бесподобно. Хорошенькая, рукастая, не наглая. Что ещё надо?
В результате девушка покидает дом, где ей откровенно не рада обозлившаяся «свекровь». А что же Коля? Он чувствует себя нашкодившим дитятей, который в отсутствие родителей, уехавших на месяц в санаторий, устроил себе «взрослую жизнь».
Кстати, в одном из диалогов мать буквально говорит: «Какие отношения? Она – маляр». Там не прозвучало о том, что Анфиса …прыгнула. Это ладно. Но она — маляр! Собственно, любое общество является кастовым, и мамочка выдала то, что витало в воздухе. Филолог и малярша – типа «не пара».
Да, Коля, поняв, что словесник он – никакой, бросает вуз, куда его (повторюсь) запихнули по знакомству. Однако парнишка так и остаётся маминым и папиным «пирожком», за которого всё решают. Он не стал добиваться. Он – смирился.
В финале мы видим, как возмужавший и отрастивший усы, Коля приходит на лётное поле к Анфисе и говорит, что идёт в армию. Спрашивает, будет ли та его ждать. А она уже …словно бы перегорела. Любила до самозабвения и — …разлюбила.
Или нет? Во всяком случае, отрефлексировала, а может и переросла то горячее, но мимолётное чувство. А он, как раз, окончательно понял, что всё лучшее в его молодой и …пресной жизни было связано с той маляршей, похожей на сказочную принцессу.
Финал – открытый. Но мне кажется, что эта короткая, летняя лав-стори была просто эпизодом. Ей нужен мужчина постарше и такой же решительный, как она сама. Ему? Отслужить и сепарироваться от предков. Даже, если бы родители не вмешались, этот союз всё равно бы распался.