«Моя любовь» — атласное платье, шикарное бельё и другие радости

Недавно мы беседовали о моде в лирической кинокомедии «Моя любовь» (1940) – о том, что популярен был трикотаж и спортивный стиль, и потому сегодняшний разговор я начну примерно с той же темы – с летних платьев в спортивном стиле, которые носили чаще всего на отдыхе.

В журналах мод, как советских, так и зарубежных, часто попадался фасон летнего платья со сквозной застёжкой – симметричной или же ассиметричной. Также были комплекты, состоявшие из короткого жакетика с юбкой, имевшей всё ту же сквозную вертикальную застёжку.

Она (такая застёжка) позволяла быстро снять одежду на пляже и остаться в купальнике. У Шурочки в одной из сцен мы видим приталенное белое платье в бледно-серую полоску с той самой сквозной застёжкой.

Обратите внимание на общий силуэт 1930-х годов – талия была чуточку завышена и подчёркивалась широкими поясами, длина – намного ниже колена, плечи – довольно широкие. В 1940-1941 годах талия опустится на положенное, природное место, подол укоротится, а плечи станут ещё шире.

Прежде чем говорить о концертном чудо-платье, напомню, что в 1930-х годах во всём мире возобладал историзм – вернулись классические формы, а прошлое перестало казаться уродливым и диким. Этим предвоенное десятилетие отличалось от футуристических 1920-х.

*

К слову, эти процессы шли во всём мире, а не только в СССР. Так, в Англии сделался популярным нео-викторианский стиль – в дизайне и одежде, а в Америке общую ностальгию вызывали традиции старого Юга – неслучайно «Унесённые ветром» появились именно в 1930-х.

В СССР тоже происходил осторожный разворот к исторически-сложившимся ценностям – дворцы культуры и дома отдыха стали строить с «барскими» колоннами, да и вообще перестали проповедовать тотальный аскетизм. Напротив, пропагандировалась зажиточность.

Вспомните роскошный туалетный столик Шурочки – там одних только парфюмов целая коллекция, а формы зеркала напоминают мягкие линии Ар нуво. Вазы с цветами, лёгкие занавеси, салфеточки. А ещё — белые двери, ласковый свет ламп, изумительное сочетание простоты и …богатства.

В этом фильме беспрестанно демонстрируется уют, как норма. На этом благодатном фоне появились вечерние наряды с рукавами-буфами, кружевными вставками, расклешённым подолом. В этих платьях было нечто, воскрешавшее старинные вкусы, балы, рауты.

И вальсы, и манеры, и поэзия. И — элитарность. Хотя, в СССР она, сия элитарность, была для всех. Атласное одеяние Шуры – дань той моде на историзм, на воспоминания о книжных героинях, из-за которых дрались на дуэлях…

…Да, не забываем также о белье. В одной из сцен девушка демонстрирует высококачественную сорочку с прошивками. Судя по всему, это – произведение треста «Мосбельё», находившего на Сретенке. Я бы сказала, что это — реклама того треста!

*

Там разрабатывались не только удобные и правильно скроенные, но и красивые вещи. До войны советское «исподнее» было даже круче западного, так как его массовый пошив контролировался даже врачами, небезосновательно считавшими, что от качества нижнего белья зависит здоровье человека.

Разумеется, любая тогдашняя кинопродукция — что наша, что голливудская или, там, французская — это не реальность, но эталон. Где-то сказка. Поэтому далеко не все работницы жили так, как персонаж Лидии Смирновой. Однако был ориентир, цель и её можно достичь…!

Оцените статью
«Моя любовь» — атласное платье, шикарное бельё и другие радости
«С моим Серегой мы шагаем по Петровке…» Фильм по культовому роману о летчиках-испытателях