Мрачная драма, в которой ученик пообещал казнить учителя

Иннокентий Смоктуновский — доминирующая фигура в этой ленте времён перестройки с названием «Чёрный коридор» (1989).

И как центральный персонаж, пожилой учитель истории, которому предстоит вспомнить кое-какие факты из собственной жизни, которые он предпочёл бы забыть навсегда, и как настоящий киномастер, которого на площадке окружали представители нового актёрского поколения. Ну а

сюжет отсылает зрителей из современности в непростые тридцатые и сороковые, когда одни люди совершали ошибки, а другие пытались бороться против системы.

Снимал «Чёрный коридор» режиссёр Вадим Дербенёв, и для него это был некий новый опыт.

Начинал он как кинооператор на киностудии «Молдова-фильм», и лишь через несколько лет пересел в режиссёрское кресло.

Первые работы Вадима Дербенёва отличала лиричность, деликатность, поэтичность, но, перебравшись в конце шестидетых в Москву, режиссёр изменил направление и переключился на создание фильмов-балетов. Правда, параллельно снял неплохие детективы, в том числе по произведениям Агаты Кристи.

«Чёрный коридор» — это первое обращение Дербенёва к исторической теме, причём событиям сравнительно недавним и в перестроечную пору активно обсуждавшимся.

Сценарий был написан по повести знаменитого писателя Владимира Тендрякова «60 свечей», появившейся 15 лет назад.

Авторами стали сам Вадим Дербенёв, супруга Тендрякова, журналист Наталья Асмолова и драматург Анатолий Горло, с которым Вадим Дербенёв уже сотрудничал (они вдвоём переложили для кино роман английского писателя Уилки Коллинза «Женщина в белом», и в 1981 году Вадим Дербенёв выпустил детектив с тем же названием).

Главный герои фильма — учитель истории Николай Степанович Ечевин, празднующий юбилей. Среди ярких и пафосных поздравлений Ечевин находит письмо отнюдь не праздничное.

Его автор представляется бывшим учеником Ечевина и обвиняет его в том, что много лет тот ломал души и нёс в мир одно лишь зло.

Теперь Ечевину предстоит вспоминать прошлое, и личная встреча с отправителем письма не добавит в его будни радости: ученик уверен, что есть единственный способ восстановить справедливость — убить Ечевина.

Главную роль Вадим Дербенёв без колебаний отдал Иннокентию Смоктуновского, одному из самых известный актёров страны. Актёр был в возрасте персонажа и сам был свидетелем многих судьбоносных событий, случившихся в стране.

Другие роли получили молодые исполнители, не новички в кино, но всё пока отнюдь на такие популярные, как Смоктуновский. Но сейчас, спустя 30 лет после тех съёмок, имена этих актёров на слуху.

Бывшего ученика Кропотова сыграл Владимир Ильин, дочь учителя, которого когда-то в молодости предал сам Ечевин, — Ольга Кабо,

безапелляционно комсомольского секретаря — Сергей Гармаш.

Экранной семьёй Ечевина стали Раиса Куркина (жена) и Ирина Феофанова (дочь). В небольших ролях ищите Инну Выходцеву, Светлану Смехнову, Иона Унгуряну, повзрослевшего Фёдора Стукова, телеведущего Алексея Весёлкина.

Фильм «Чёрный коридор» получился тёмным и отдающим беспросветностью. В том числе и в визуальной части (и это затрудняет просмотр: слишком темна картинка в большинстве эпизодов).

И это довольно странно для режиссёра Вадима Дербёнева, снимавшего прежде картины куда менее депрессивные и куда более красочные. Но интересно, что хоть тема репрессий и тезиса про «дети за отцов не отвечают» громко обсуждалась в конце восьмидесятых,

«Чёрный коридор» популярности и даже мало-мальской известности не приобрёл. Выйдя в начале 1989 года, он почти не привлёк внимания и довольно скоро забылся.

Правда, ещё тогда критики отметили безупречность Иннокентия Смоктуновского, который в очередной раз сыграл не искусственный надуманный образ, а человека, в реальность которого по-настоящему веришь. И, пожалуй, Смоктуновский и его молодые партнёры — это повод посмотреть фильм, который сейчас мало кому известен.

Оцените статью
Мрачная драма, в которой ученик пообещал казнить учителя
«Спальня епископа»: блистательная Орнелла Мути в любовном итальянском триллере 70-х