«Мужской разговор» — взросление без хэппи-энда

Этот фильм очень редко обсуждается в блогах. Во всяком случае, я не читала обзоров – только отзывы на кино-платформах. Тем не менее, эта киноработа Игоря Шатрова – симптоматична, ибо в ней рассматривается одна из болезненных тенденций 1960-х годов.

Итак, разговор о ленте «Мужской разговор» (1968), где задействован поистине звёздный состав – Василий Шукшин, Владимир Этуш, Нинель Мышкова, Леонид Куравлёв, Александр Кавалеров. О чём же тот мужской разговор? О предательстве. Или это не предательство?

Отец (Василий Шукшин) скрывает от сына-школьника Сашки, что их мама (Нинель Мышкова) полюбила другого и больше не вернётся из «командировки». Точнее, любила всегда, а папу мальчика рассматривала, как сильного и надёжного человека – объект для восхищения, но и только.

Уважала, боготворила, но любви не наблюдалось. И тем паче не будет, а годы идут. А тот, Лебедев, которого мы увидим в финале только мельком, был в сердце с самого начала. При чём тут 1960-е? Да при всём!

В те годы в интеллигентных семьях это сделалось, если не вариантом нормы, то чем-то, вроде реальности, с которой обществу приходилось мириться. И мужчины, и, что самое страшное – женщины срывались с места и шли за чувствами (или на поводу у чувств?)

Тогда много писалось об искренности, о том, что нельзя жениться без любви, так как без любви, а по расчёту или из уважения – это неправильно. Бесконечно юная эпоха! Ветра, свежесть восприятия, новостройки, молодёжные кафе со стеклянными стенами.

В такой обстановке и мать семейства вспомнит, что никогда не любила своего заслуженного и верного супруга. Это – ещё одна теневая сущность радостного десятилетия, а у любого Солнца есть свои пятна. Что видим? Разрушение семей.

Именно поэтому в 1960-х так мощно «выстрелила» толстовская «Анна Каренина» (1967), снятая Александром Зархи. Ринуться за любовью, сломав построенное. Дескать, а есть ли жизнь без страсти? Казалось, что нет.

В «Мужском разговоре» всё узнаваемо – и те светлые новостройки, и типовая школа, как в «Доживём до понедельника» (1968), и дружба, и первая любовь, и вечерние танцы с девчатами, одетыми в простенькие платья-мини, и песенка про сердце из нейлона…

И – тайна, которую отец тщательно скрывает от подросшего сына, хотя, о предательстве красавицы-матери знает весь двор. Фабула нетривиальна – парень через всю страну едет на тот объект, где мама работает инженером и…

…Понимает, что она никогда к ним не вернётся. Это очень тонко и чётко показано – Саша видит, как мама счастлива, обнимаясь с тем, другим, с Лебедевым. Который не-папа.

В этот момент главный герой резко взрослеет, превращаясь в мужчину. Он-то надеялся вернуть маму — отцу. Как говорится, склеить разбитую тарелку. Но — увы. Сын звонит отцу, и все понимают, какую сторону выбрал Саша, точнее Александр.

Оцените статью
«Мужской разговор» — взросление без хэппи-энда
Почему «Служебный роман» Эльдара Рязанова стал шедевром