Мужья и жены — кто и сколько лжет. «Невольницы» семейной жизни

Муж и жена. Добраться до сути этого союза неоднократно брался Александр Николаевич Островский — наблюдательный и умный человек. «Невольницы» были начаты в 1879 году, закончены к октябрю 1880-го, тогда же впервые поставлены. Пьеса вошла в число немногих произведений последних лет жизни драматурга.

Несмотря на то, что новая работа Александра Николаевича критикой была оценена неоднозначно, публика одобрила ее безоговорочно. Мужчины и женщины, разделенные в пьесе словно стеной, находили много общего с собой и узнавали много нового о противоположном поле.

Давайте посмотрим, что они думают и о чем весьма откровенно говорят в пьесе.

Но прежде несколько слов о действующих лицах. 50-летний супруг обожает свою 28-летнюю жену, которую он, по его собственному выражению, словно бы «купил». Три года замужества ничему не научили Евлалию — она по-детски уверена: всегда надо говорить правду.

Многоопытная приятельница поучает ее: «Они считают нас хитрыми — надо быть хитрой, они считают нас лживыми — надо лгать. Им других и не нужно». Доказывать им, что ты умна и хороша бесполезно, все равно не поверят: «Наши мужья сами пошлы, ищут пошлости и видят во всем только пошлость». Вот так-то.

А что же мужчины? На вопрос, всегда ли они говорят правду, следует ответ: «Нашу правду вам незачем и знать. С вас довольно того, что мы находим нужным сказать вам. Вот и вся правда, и другой для вас нет».

«Вы на жену смотрите, как на невольницу!» — восклицает изумленная циничной откровенностью Евлалия.

После такого вступления оторваться от пьесы невозможно. На фоне игривой музыки нарочито эмоциональные диалоги запутывают и увлекают зрителя, заставляя несколько раз менять свое мнение о героях. Интрига заканчивается, конечно, неожиданным финалом. Островский все-таки!

«Этот первый профессиональный спектакль молодого режиссера (Алексея Говорухо на сцене Московского драматического театра имени А.С.Пушкина — наше прим.) имел свои просчеты и достоинства, был временами настырен в приемах и акцентах, слишком громок, иногда режиссеру изменяло чувство меры, но мысль, проблема, избранная постановщиком, прозвучали сильно, значимо и в согласии с Островским». (А.Гончаров «Режиссерские тетради»).

Надеемся, мы вас заинтересовали? Ведь такой спектакль и правда обязательно нужно посмотреть Запись была сделана в 1974 году. В ролях: Сергей Бобров, Вера Алентова, Витольд Успенский, Людмила Иванова, Роман Вильдан, Ольга Викландт, Валентин Абрамов, Кира Жаркова.

Оцените статью
Мужья и жены — кто и сколько лжет. «Невольницы» семейной жизни
«Москва слезам не верит» — кто в этой истории Золушка?