Мы хохотали, как ненормальные — «Дежа вю» 1989

Этот фильм стал если не самым последним, то одним из последних, имеющих отношение к социалистическому (не путать с советским) кинематографу. Замысел снять комедийную гангстерскую ленту принадлежал польскому режиссеру Юлиушу Махульскому. Но поскольку местом проведения значилась Одесса, в то время советский город, то ему пришлось обратиться за разрешением к советской стороне, а подобные разрешения иностранным киностудиям выдавались на определенных условиях: часть ролей должны сыграть актеры «принимающей стороны», а в случае с этим фильмом и сценарий писал советский сценарист, актер и режиссер Александр Бородянский, который написал сценарии к таким известным и любимым в СССР фильмам как «Мы из джаза», «Афоня», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Ворошиловский стрелок». Практически все главные роли и роли второго плана исполнили советские артисты: Николай Караченцов, Владимир Головин, Олег Шкловский, Галина Петрова и другие. Главную же роль — американского киллера Джона Поллака — сыграл Ежи Штур, польский актер, которого советский зритель знал по довольно пикантной для тех времен картине «Новые амазонки».

— Це ж наш Джонни!

Сюжет фильма был фееричен сам по себе — главы американских мафиозных кланов отправляют в Советскую Россию профессионального киллера, чтобы поквитаться со сбежавшим из США в СССР стукачом. ПРибывший в Одессу киллер столкнулся с такой советской действительностью, что мало ему не показалось.

Фильм получился невероятно смешной и в наших кинотеатрах он шел с большим успехом — многие зрители смотрели его по несколько раз. И до сих пор его помнят и любят — он дает такой мощный заряд энергии и хорошего настроения, что действует лучше любых антидепрессантов. Когда мы смотрели его в те годы, то хохотали просто до икоты.

— Это не деньги! Рубли давайте!
— Доллар не деньги???

Секрет успеха — в, во-первых, невероятно комичных, на грани эксцентрики и абсурдизма ситуациях, а во-вторых, в острой высмеивающей отдельные стороны советской действительности, сатире. Чего стоит тот самый знаменитый «ненавязчивый» советский сервис и манера праздновать все и вся. Мы тогда не были избалованы импортными фильмами, и «Дежа вю» стал настоящей сенсацией.

— Но, всё-таки, товарищ Полак, главная у вас в Америке проблема — это гангстеризм!

Фильм напичкан отсылками к известным советским и зарубежным лентам, да и к кинематографу в целом. Например, главы мафиозных кланов носят фамилии: де Ниро, Сталлоне, Пачино, Скорсезе, де Пальма, Кополла. Эпизод, где при обстреле булочной Ничипорук выбивает чердачное окно пулемётом, это отсылка к культовому советскому фильму «Чапаев», сцены с главами мафиози — пародия на «Крестного отца»:

В своём фильме Юлиуш Махульский цитирует многие известные советские и американские картины: «Невероятные приключения мистера Веста в стране большевиков» Льва Кулешова, «Король в Нью-Йорке» Чарли Чаплина, «Мы из Кронштадта» Ефима Дзигана, «Оптимистическая трагедия» Самсона Самсонова, «Однажды в Америке» Серджио Леоне. Ну и нельзя не упомянуть знаменитый фильм «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна — именно в процесс его съемки невольно вклинивается бегущий от убийцы Мик Ничипорук. Кстати, благодаря этому эпизоду можно с точностью до нескольких дней установить время событий фильма «Дежа вю»: это лето 1925 года. Именно тогда Эйзенштейн снимал «Потемкина».

Помните ту страстную пару молодоженов, в которой муж постоянно устраивал сцены ревности? Жену играла настоящая супруга Юлиуша Махульского Лиза Махульская. А дона Биг Джим Чимино сыграл отец режиссера Ян Михульский, известный нам по фильму «Ва Банк», который тоже был снят Юлиушем. В общем, целый семейный подряд.

— Вы слышишь эти звуки?
— Вы что там, тесто взбиваете?.
— Нет, это мы не тесто взбиваем. Помогаем твоему американцу вернуть память.

В фильме снялась еще одна реальная супружеская пара. Это Николай Караченцов в роли «Японца» (вероятно, отсылка к знаменитому одесскому вору Мишке Япончику) и Людмила Поргина в роли безымянной сотрудницы гостиницы. А музыканта, который показывал Джону Поллаку синкопу, сыграл Никита Высоцкий, сын Владимира Высоцкого:

Оцените статью
Мы хохотали, как ненормальные — «Дежа вю» 1989
Фильм «Городской романс». Прав ли был Евгений, права ли была Маша