«Вообще-то живут и без любви, но с любовью, кто ж спорит, лучше. Для семейной жизни, я так понимаю, любовь вроде цемента: крепче как-то получается!.. Но я тебя и так не брошу, ты не сомневайся… Опять же: комната… Может быть, попробуем, Надюша? Живут же люди. Ещё не поздно, Надюша, как ты скажешь — так и будет»*.
В общем, Ксаныч и сам не влюблён – ему семью создавать надо.
По фильму они всё-таки не расстаются и вроде бы даже счастливы — дом, табуретки, полочки. Круто. Я бы сказала, что Ксан хорош, как глава семьи, как хозяин дома, а без ураганных эмоций действительно можно неплохо жить.
Собственно, так и формировались отношения во все века, и женитьба по любви считалась дивной редкостью, причём во всех слоях населения: от крепостных и мещан – до господ. О королях я вообще не говорю – даже приязнь, дружба между супругами была исключением.
Сейчас покажется очень странным, но создание «ячейки общества», базирующейся на чувствах – это веяние XX столетия, причём где-то уже с 1920-х, а небезызвестная Александра Коллонтай в своих работах призывала именно к этому – к бракам по большой любви (ещё она полагала, что надо отделить мораль от «вопросов пола», но сегодня мы об этом говорить не будем).
В эру Оттепели тема романтической любви сделалась едва ли не центральной в кино, живописи, литературе.
По-новому открыли «Алые паруса» Александра Грина, в фельетонах и комедиях осуждали браки по расчёту — особенно с мужчиной постарше, писали стихи о первом, весеннем чувстве, рисовали силуэты парня и девушки на фоне солнечных горизонтов, ЛЭПов и новостроек.
Кстати, о ЛЭПах. Персонаж Дима Горин из фильма «Карьера Димы Горина» (1961), снятого в том же году, что и «Девчата», бросал всё ради некоей идеальной девушки-мечты, вкалывавшей на строительстве ЛЭП «Сибирь – Урал». И нам показывают, что это — хороший выбор. И брутальным парнем стал, и любовь обрёл.
На этом фоне строить будущее, основанное на том, что Ксан Ксаныч – мастеровитый да хозяйственный, казалось, если не очень гнусно, то – безумно скучно.
Поэтому в повести Надя (по тексту она ещё и некрасивая, в отличие от статной Инны Макаровой, которая её сыграла), всё взвесив, точнее – взвыв от тоски, решает не связывать жизнь с неинтересным ей человеком. Она пропустила что-то ценное — то есть счастье любить и быть любимой!
…Однако в те же годы встал вопрос «семейных ценностей». Всё больше пар жили в так называемом гражданском браке – а потом, когда восторг иссякал, а дева-грёза начинала требовать квартиру-машину-дачу, увы, разбегались.
А там уже и дети могли быть. Многие отпрыски шестидесятников потом росли без отцов. Именно поэтому присутствует расхождение текста и сценария «Девчат».
Истинная любовь – это, конечно, важно, поэтично, волшебно и, тем не менее, крепкая советская семья – она ещё важнее.
Нужен баланс, но если стоит выбор: ждать любви, которая может и не проявится (неловко напоминать, но 28 лет в начале 1960-х – это даже не вторая молодость для невесты, а совсем не молодость) или же – выходить замуж, рожать, кормить? Лучше уж замуж.