Нина Русланова с обрезом, Ирина Шмелева с двустволкой, Михаил Жигалов с наганом и другие звезды советского кино, вооруженные и безоружные, в остросюжетном фильме, снятом более 40 лет назад.
Тот редкий в советском кино случай, когда сценарий картины можно без изменений экранизировать хоть на Свердловской киностудии (где собственно и сняли ленту), хоть в Голливуде, хоть в Болливуде.
Получится самый настоящий боевик, где на первом месте не идеологические посылы или национальная специфика, а динамичное действие, трюки, погони и противостояние между героями и злодеями.
16 мая 1983 года в кинотеатрах СССР стартовал показу художественного фильма «Найти и обезвредить» режиссера Георгия Кузнецова. Он всю жизнь проработал на Свердловской киностудии, снял 11 полнометражных картин, среди которых «Сын полка», «Груз 300» и пятисерийный «Отряд специального назначения».
Зрители раскупили 24,2 млн. билетов, что сделало ленту одним из лидеров кинопроката года – 7-е место среди советских фильмов.
Съемки проходили летом 1982 года в заповедных местах Красноуфимского района Свердловской области.
Одну из главных женских ролей руководство студии совсем не случайно доверило студентке Театрального училища имени Щукина 21-летней Ирине Шмелевой. Девушка родилась в городе Кушва все той же Свердловской области.
«Найти и обезвредить» стал первой большой работой будущей звезды отечественного кино.
Вкратце о сюжете. Трое закадычных друзей, Федор (Борис Невзоров), Виктор (Андрей Градов) и Дмитрий (Александр Воеводин) и случайно (а на самом деле, неслучайно) примкнувшая к ним студентка-красавица Юля (Ирина Шмелева) оказывается в таежном поселке, где происходит ограбление и убийство инкассатора.
Только инкассаторами служат не какие-то спецназовцы, а бабуля и водитель автобуса. В советское время в глубинке именно так и перевозили зарплаты по предприятиям и колхозам. Без профессиональной охраны и вообще без оружия.
Похищена огромная сумма денег – 200 тыс. рублей. Преступники, а их целая банда, скрываются где-то в тайге. Федор, уроженец этих мест, не может сидеть, сложа руки, и отправляется в лес с оружием в руках искать убийц. С ним уходит Дмитрий, а потом на помощь в тайгу в одиночку идет Виктор.
Юля остается в затерянном в тайге доме лесника, где проживает с семьей брат Федора. Самого мужчины нет, дома только хозяйка Анна Васильевна (одна из лучших ролей Нины Руслановой).
Основное действие разворачивается в тайге и радует зрителя погонями на грузовых автомобилях, перестрелками и рукопашными поединками, а еще и живописными, по-настоящему притягательными видами русской природы.
Но лично для меня настоящим украшением «Найти и обезвредить» является психологический поединок, который разворачивается между Юлией и Анной Васильевной с одной стороны и нагрянувшим в дом лесника главарем банды в исполнении Михаила Жигалова.
Актера, который с советского времени и до сих пор одинаково хорошо воплощает на экране образы преступников и силовиков.
Михаил Жигалов также сыграл в «Найти и обезвредить» одну из лучших ролей в своей карьере. Уголовный авторитет по кличке Веселый получился живым, а не карикатурным, а потому по-настоящему страшным. У преступника незаурядный интеллект, твердый характер, лидерские качества и даже своя идеология
— Наше могучее государство ничуть бы не стало менее могучим из-за каких-то там двухсот тысяч!
— объясняет бандит Юле, почему он имеет право грабить, а также убивать инкассаторов за то, что они не захотели отдавать ему народное добро.
Повторюсь, получился добротный советский боевик, который и сегодня я с удовольствием пересматриваю. А потому не могу не заметить целую кучу нелепостей, противоречащих здравому смыслу, и киноляпов, пусть и несущественных.
Что касается ляпов, то к ним можно отнести сцены в салоне самолета. Юлия и Дима в разные моменты сидят на разных местах.
Забавно выглядит свойская наливка у Анны Васильевны. Почему-то хозяйка хранит напиток не в бутылях, а в трехлитровой банке, да еще с закатанной крышкой. Я думал, что наливки гонят или настаивают, а в Свердловской области их, оказывается, консервируют.
Да еще и вместе с непонятными фруктами внутри.
В доме лесника, затерянном в тайге, существует ПРОВОДНАЯ РАДИОТОЧКА. Не приемник, а именно радиоточка, как в городских квартирах. Странно, что нет телефона и телевизора.
Ну, это все мелочи по сравнению с главным посылом фильма. Режиссер хотел показать простых советских людей, которые не испугались преступников и проявили свой гражданский долг. Только, пример получился совсем не советским.
Трое друзей уходят в тайгу ловить пятерых вооруженных бандитов, которые уже расстреляли двух человек и явно не остановятся перед новыми жертвами. Но при этом герои оставляют двух своих женщин совершенно без охраны в доме лесника.
Лишь Федор оставляет напутствие дамам:
— Вы тут будьте повнимательней, мало ли что…
Оно и правильно, ради государственных денег можно и семьей рискнуть…
Виктора, который пытается отговорить друзей от рискованной погони за бандитами и поручить дело милиции (что вообще-то логично), товарищи фактически обвиняют в трусости и вынуждают его пойти с ними.
Бравые парни вооружаются охотничьими ружьями и бросаются ловить преступников. Я прекрасно понимаю, что такие смелые люди, готовые рисковать своей жизнью ради других, существуют. Я только не понимаю, почему они так безрассудно, если не сказать глупо, поступают.
Если друзья застрелят или даже ранят кого-то из бандитов при задержании, то их просто посадят. Дмитрий вообще с оружием не умеет обращаться, как стрелять ему показал Федор во время погони. А все равно бежит за бандитами с ружьем наперевес.
Это в Америке так можно. В голливудских фильмах мы видели: собрал шериф неравнодушных граждан со стволами, выдал каждому жестяную звезду и объявил своими помощниками. Тем самым выдал лицензию на убийство.
Но в СССР так не прокатит. В нашей стране милиционеры, применившие табельное оружие при задержании, отстранялись на время от службы и проходили проверку, писали кучу объяснительных.
Первыми в тайгу уйдут Федор и Дмитрий. Налегке. Никаких рюкзаков и даже намеков на продукты или сумки с боеприпасами. Причем постреляет Федор на славу, патронов с десяток из двустволки выпустит. Они, наверное, у него по карманам рассованы.
Пристыженный друзьями Виктор, единственный в компании человек со здравым умом, посидит, да побежит в тайгу догонять Федора и Дмитрия. В новомодном джинсовом костюме и тоже не взяв с собой в лес ничего, кроме оружия.
Но герой Андрея Градова по сравнению с героиней Ирины Шмелевой вообще отдыхает. Юля ходит по таежным местам в туфлях на каблуках.
И, наконец, мотивация преступников. Вас ищет вся милиция в округе и привлеченные военнослужащие.
А вы в тайге! Почему не уходить от погони скрытно, тайными тропами?
Зачем пятеро бандитов разделились на три группы? Стали брать заложников и угонять грузовики? Поплыли по реке, зная, что в небе летают вертолеты и на водной глади их сразу обнаружат?
Ответ только один – пусть нелепо, зато красиво!