Великая Французская Революция изменила не только само устройство французского общества, но и моду. Отказавшись от избыточной роскоши старого режима, дамы облачились в туники и платья, более всего напоминавших об античности.
«Освобожденная мода», говорили парижане. Этот период ознаменовался и небывалой свободой нравов, что совершенно не нравилось Наполеону Бонапарту.
«Наши дамы более раздеты, чем одеты», сетовал он. Новый император желал окружить себя благородным двором и покончить с легкомысленными настроениями в обществе.
«Когда его колесница клонится к горизонту, его сверкающие стрелы (солнца)… освещают слишком прозрачную ткань и без ведома красавицы открывают постороннему глазу прелести, не предназначенные для лицезрения» — писал поэт Сальге о новой моде, захватившей Париж.
Под тонкими муслиновыми и шелковыми платьями женщины порой не носили даже корсета! Не говоря уже о тех отчаянных модницах, что обливали юбки водой, чтобы продемонстрировать стройные ноги.
Когда то Парижан шокировал портрет королевы в простом белом платье. «Ее Величество показала нам себя в ночной рубашке!» — возмущали они. Теперь же парижанки шокировали всех своей свободой.
Возвращающиеся во Францию аристократы, эмигрировавшие от Террора в Англию, были поражены. Туники с глубокими вырезами, платья совсем без нижних юбок, демонстрирующие изгибы женского тела.
Когда мадам де Сталь вернулась из Лондона в Париж о ней писали: «Ее тяжелое платье из серого шелка некрасиво выделялось на фоне белоснежных туник в танцевальной зале». Впрочем, мадам де Сталь быстро переняла новую свободную моду.
Бонапарт понимал – чтобы удержать и укрепить власть, требуется восстановить мораль и начать следует с реформации женской моды. И он методично совершал шаги по возвращению приличия в женские наряды.
Когда г-жа Тальен появилась на балконе Оперы в полупрозрачной тунике, ее крепко отчитали.
Приходилось Наполеону бороться и с женщинами внутри семьи. Жозефина де Богарне была отъявленной модницей и ей невероятно нравились тонкие и такие изящные платья с высокой талией, ей нравилось демонстрировать обнаженные плечи и стройные ноги.
Того же мнения придерживалась красавица Полина, скандальная сестра Наполеона, гордившаяся своей красотой.
Кроме того, дам, следующих моде слишком слепо, высмеивали в памфлетах и газетах. Карикатуристы не упускали случая отметить, что платья без корсета и нижних юбок идут далеко не всем типам женских фигур.
И все же, очень быстро скандальные «голые платья» уходили в прошлое. Сохранилась высокая талия и прямой силуэт, изящные драпировки, короткие рукава-фонарики.
Ткани становились все менее прозрачными, появился и новый корсет, более легкий по сравнении со старой клеткой из китового уса, но все же позволявший создать силуэт и скрыть прелести дам. Большое влияние на моду оказывала Жозефина, обожавшая шали и новые платья.