Ее призванием был и остается театр, но и в кино она оставила яркий след.
3 июля 80-летний юбилей отметила народная артистка России Наталья Тенякова, сыгравшая множество разноплановых ролей в театре, кино и на телевидении. Судьбой актрисе была отведена удивительно насыщенная жизнь.
Родилась она в Ленинграде вскоре после снятия блокады. Девочка была еще совсем маленькой, когда по радио объявили о победе советских войск, но, по словам ее родителей, все равно вскочила и радостно захлопала в ладоши.
От искусства семья Натальи была далека: отец — инженер, мать — техник. Но сразу стало понятно, что Теняковой суждено стать актрисой. Ее манил театр, хотя школьницей она была скромной и застенчивой, предпочитала проводить время за книгами. Родители рассчитывали, что дочь будет педагогом. Наталья готова была послушаться. Но однажды в школу пришла новая учительница Юлия Александровна — она организовала театральный кружок. Тенякова туда записалась и получила в одном из спектаклей роль горничной. Первый блин вышел комом — после неловкого эпизода девочка расплакалась прямо на сцене. Но учительница разглядела в Наталье — «толстой девочке с косицами» — талант и уговорила продолжать заниматься. В итоге Тенякова подала документы в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино. Набиравший курс Борис Зон лично уговорил отца Натальи смириться с выбором дочери.
Отличительной чертой Теняковой всегда был ее уникальный голос с легкой хрипотцой. В театральном педагог по речи предложил исправить этот «дефект», чему Зон категорически воспротивился. Много позже актриса отмечала, что, попади она к другому мастеру, ее судьба могла бы сложиться совсем иначе. Именно Борис Вульфович обучил Наталью уникальному методу работы над театральным образом. Полагайся на интуицию, говорил он, всякий раз рождайся на сцене заново прямо на глазах у зрителей. Было непросто, но Тенякова трудилась усердно, все сильнее влюбляясь в театральную жизнь.
Окончив институт, Наталья попала в труппу Театра имени Ленинского комсомола. Два года она играла в спектаклях «Дни нашей жизни» и «Трехгрошовая опера», затем, в 1967-м, перешла по приглашению Георгия Товстоногова в ленинградский Большой драматический театр, где наравне с Иннокентием Смоктуновским стала одним из ведущих исполнителей.
БДТ Тенякова посвятила 12 лет жизни. Критики отмечали ярчайшую индивидуальность артистки, поражаясь тому, что ей с одинаковой легкостью удаются как драматические, так и комедийные роли. Последовал переезд в Москву — в Театр имени Моссовета. Здесь Тенякова играла в таких постановках, как «Братья Карамазовы», «Если буду жив», «Вдовий пароход», «Гедда Габлер». Ну а кульминацией театральной карьеры сегодняшней именинницы, безусловно, стал МХАТ. Видеть ее там мечтал Олег Ефремов, и актриса поддалась на уговоры.
Тенякова получила и филигранно воплотила на сцене роли, о которых многие лишь мечтают — Раневская в «Вишневом саде» и Гурмыжская в спектакле «Лес» по Островскому. За свое несравненное мастерство Тенякова была удостоена премии имени Константина Станиславского. После раздела МХАТа она стала актрисой МХТ имени Чехова.
В интервью Тенякова как-то заметила, что жалеет об упущенных театральных ролях, но вообще не переживает из-за неудавшейся карьеры в кино. Впрочем, действительно ли эта карьера «не удалась»? Вопрос спорный. Наталья Максимовна снималась не так уж часто, это правда. Зато — почти всегда в главных ролях. Так, в 1967 году она появилась в мелодраме «Старшая сестра», составив экранный дуэт с Татьяной Дорониной. После снялась в биографической драме «Зеленая карета», посвященной жизни петербургской актрисы Варвары Асенковой. Далее были еще два проекта — военный фильм «Гроза над Белой» и киноповесть «Наши знакомые».
Но, конечно, главной ролью Теняковой в кино стала баба Шура в лирической комедии Владимира Меньшова «Любовь и голуби». Причем во время съемок актрисе еще не исполнилось и сорока. И тем не менее женщину пожилого возраста она изобразила с таким знанием дела, словно у нее за плечами уже было как минимум семь десятков. Кстати, манеру речи Тенякова позаимствовала у деревенской жительницы, рядом с домом которой снимала дачу.
Кроме того, в фильмографии Теняковой выделяются детективный сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи», мини-сериал «Отцы и дети», а также — множество телеспектаклей.
Что касается счастья в личной жизни, то его Наталья Максимовна обрела не с первого, но со второго раза. Ее первым мужем был режиссер и педагог Лев Додин. Долго брак не продержался. А затем на съемках телевизионного спектакля «Большая кошачья сказка» Тенякова встретила Сергея Юрского — легенду советского актерского цеха. Они познакомились, когда актриса еще училась на третьем курсе — тогда, увидев Юрского, она влюбилась с первого взгляда: артист стал ее кумиром. Годы спустя же между ними вспыхнула большая и чистая взаимная любовь.
Свадьбу сыграли в апреле 1970 года. Наталья поддерживала супруга в самые тяжелые времена — даже когда его объявили диссидентом и не давали работать. Переезд из Ленинграда в Москву был вынужденным, но Тенякова, не задумываясь, последовала за мужем. Это был период работы в Театре имени Моссовета. Ютиться приходилось втроем с подрастающей дочерью Дарьей в крошечной 16-метровой комнате. Но они выдержали все испытания.
Тенякова и Юрский выходили на сцену вместе более двух тысяч раз. И сыграли потрясающую пару в кино — дядю Митю и тетю Шуру в картине «Любовь и голуби». Полвека они провели вместе. В феврале 2019 года Юрский, страдавший от диабета, ушел из жизни в возрасте 83 лет. Тенякова тяжело переживала утрату и не сразу нашла в себе силы вернуться на сцену. Но все же сделала это — в память о главном человеке в ее жизни.
Их дочь Дарья Юрская окончила Школу-студию МХАТ и тоже стала актрисой. Тенякова лично звонила Олегу Табакову и просила честно сказать, есть ли у дочери талант. Табаков моментально дал утвердительный ответ.
Сегодня Наталья Тенякова по-прежнему служит сцене. И не любит давать интервью. А на просьбы журналистов неизменно отвечает: «У меня скучная жизнь — я сорок лет была замужем за одним мужчиной».