Наталья Варлей о съёмках «Кавказской пленницы»: «Леонид Иович всегда добивался, чего хотел…»

Съёмки легендарного фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» проходили в несколько этапов. Значительная часть фильма была снята в Москве в начале 1966 года в павильонах «Мосфильма». А натурные съёмки проходил в Крыму летом того же года.

В Москве сняли практически все сцены внутри помещений. В том числе и на «высокогорной» даче Саахова. И даже прыжок Нины из окна был сделан в три приёма, снятых через несколько месяцев, один после другого. То есть Нина готовится к прыжку, стоя у окна в павильоне «Мосфильма» в апреле…

Непосредственно летит вниз уже через несколько месяцев на натурных съёмках в Крыму…

А приземляется уже на других съёмках в декорация дачного двора.

Практически все художественные фильмы состоят из кадров, сложенных вперемежку павильонных и натурных съёмок, которые обычно происходят в разных местах и с большими временными интервалами между собой. Но на экране чередуются в течение нескольких секунд.

И тут важно соблюсти множество факторов, а самое главное — внешний вид персонажей до самых мельчащих деталей. Чтобы не получилось, что кто-то из дома выходит с одной причёской, а на улице оказывается с уже другой. Или в другой одежде.

В этой статье я расскажу о съёмках эпизодов на даче Саахова, которые проходили в Москве в апреле, то есть задолго до летних съёмок в Крыму.

Снимали эпизод заточения Нины в одной из комнат дачи, когда «охранники» принесли ей еду.

На подносе зрители видят роскошные южные плоды: персики, груши, сливы, виноград и т.д. А также аппетитная золотистая лепёшка! Национальная армянская гата. Вполне обычные угощения летом на Кавказе.

Голод не тётка, и пленница, сверкнув глазами на такое великолепие, начинает с удовольствием поглощать дары от своего таинственного жениха. А Балбес (Никулин) со своими компаньонами в виде звукового сопровождения этой смачной трапезы исполняет знаменитую песню «Если б я был султан…»

Нина наконец, умяла все вкусности и пошла танцевать с охранниками. После чего от них сбежала…

Эпизод весёлый, по настоящему «сочный» и смешной. Но вот как об этих съёмках вспоминала Наталья Варлей:

«Половина фруктов на блюде, мне подносимом, были искусственными восковыми муляжами. Дачу Саахова и этот эпизод снимали в апрельской Москве, в прохладном павильоне. А в те годы, даже в летний сезон, не было такого изобилия всего, как сейчас. Поэтому сливы и персики были консервированными, из компота, а среди воскового винограда лежала одна веточка настоящего, от которого я отщипывала ягоду за ягодой.

Была ещё лепешка глянцевитая, поджаристая, купленная накануне в магазине «Армения». К моменту съёмок она настолько зачерствела, что даже моим молодым зубам поддавалась с большим трудом. А по замыслу режиссера я должна была там непрестанно что-то жевать… Да не через силу, а давая понять, какая мне досталась вкуснота.

Гайдай просто рычал на меня:

— Ешь с аппетитом! Ешь с аппетитом!

А я давилась этими консервированными фруктами и засохшей лепешкой… Но куда было деваться: пришлось сыграть аппетит. Леонид Иович всегда добивался, чего хотел…»

Фильм Гайдая не просто стал абсолютным лидером в премьерном 1967 году, но вошел в историю как фильм с самым длительным активным кинопрокатом, который продолжался более шести месяцев, и его успели посмотреть почти 77 миллионов человек!

Оцените статью
Наталья Варлей о съёмках «Кавказской пленницы»: «Леонид Иович всегда добивался, чего хотел…»
Пётр Тодоровский: от грузчика угля до режиссёра и музыканта